Таким образом, если ежегодный пробег автопоезда по федералкам принять за сто тысяч километров, отныне перевозчик будет переплачивать с каждой фуры по 14 тысяч в год. А со следующего февраля стоимость километра вырастет еще на 16 копеек и далее будет индексироваться «в соответствии с инфляцией».
Понятно, что это известие у транспортников восторга не вызвало, тем более что цены на топливо тоже растут. Однако и массовых протестов, в отличие от начального этапа введения Платона, в стране не наблюдается. В свое время мы рассказывали об акции дальнобойщиков на Большой бетонке под Москвой, про забастовки питерских владельцев грузовиков… Ну а теперь «настоящих буйных мало — вот и нету вожаков».
Впрочем, крупные логистические компании хотели было составить петицию в государственные органы, но разошлись во мнениях, чего же им требовать. Отмены Платона? Снижения ставки? Но она и так гораздо ниже 3,73 руб/км, которые должны были взимать с нынешнего года.
Впрочем, основная претензия — к неравенству участников движения. Дело в том, что часть грузовиков ездит бесплатно, и речь не о глушилках транспондера, которые продаются в интернете за 1500—2500 рублей и даже не о нечитаемых номерах (не зря наказание за них хотят ужесточить). Еще известно, что крупные перевозчики договаривались о передвижении своих единичных фур без оплаты Платона — и, говорят, эти эксперименты затянулись года на полтора.
Но главная проблема тут — иностранные дальнобойщики. Хотя основная их часть (особенно на европейской территории страны) предпочитает платить, некоторые этого не делают, прежде всего — китайцы на востоке. За последнее время благодаря межправительственному соглашению количество китайских фур возросло, но в базе данных Платона их нет и не будет: читать иероглифы на китайских номерах электронные системы попросту не умеют.
Еще одна претензия касается расходования собранных средств. Официально заявляется, что к середине июня в дорожный фонд России от Платона поступило 76,5 млрд рублей и на них отремонтировано свыше 2000 км дорог, включая 700 км федеральных, восстановлено и построено более 30 мостов.
Но сколько всего денег собрано и как они распределяются — можно только предполагать. Кстати, согласно докладу Минтранса от декабря прошлого года, капремонт одной полосы автодороги обходится в среднем в 16 млн руб/км, обычный ремонт — 7,5 млн руб/км.
А вот другие цифры: из исследования Российской академии народного хозяйства, проведенного в 2016 году, следует, что ремонта требуют около 70% федеральных трасс (а это примерно 36 тысяч километров!), более 50% нуждаются в усилении дорожной одежды и на 40% необходимо выполнить работы по обеспечению коэффициента сцепления колес автомобиля с дорогой. И далее: «сеть отечественных автомагистралей отстает в своем развитии от мирового уровня на 40—50 лет».
Что подтверждает ежегодный рейтинг качества автодорог, составлением которого занимается Всемирный экономический форум. В том же 2016-м Россия занимала 123-е место из 138 рассмотренных стран, но по итогам 2018-го наша страна поднялась уже на 104-е месте из 140 — и располагается между Эфиопией и Мальтой. Так, глядишь, через несколько лет мы окажемся в первой сотне!
Если верить этому рейтингу, лучшие дороги — у Сингапура, Швейцарии и Нидерландов, худшие — у Анголы, Гаити и Мавритании. Азербайджан — на 34-м месте, Таджикистан — на 44-м, Грузия — на 80-м, Армения — на 85-м, а Украина (у нее 123-е место) разместилась между Зимбабве и Коста-Рикой, констатирует Cargolink.
Когда материал готовился к печати, стало известно, что оператор Платона планирует собирать деньги еще и за перевозку «санкционки». Дело в том, что указ президента РФ от 24 июня предписывает навешивать электронные пломбы на фуры с санкционными грузами, которые следуют через Россию в другие страны. Стоимость проекта оценивается почти в 22 млрд рублей, и уже известно, что за каждую пломбу транспортники будут платить по 300 рублей в сутки.
Километры дорог, что, как поет Трофим, «намотались на ось», пармезан и хамон… За что бы еще деньги с перевозчиков взять?
Кстати… Пионером в деле автоматизированной оплаты дорог для грузовиков стала Германия, где система Toll Collect действует с 2005 года. Тариф зависит от экологического класса и количества осей: к примеру, для пятиосной фуры с тягачом Евро-6 — 18,7 евроцентов/км (на наши деньги около 13 руб/км). Дороже всего европейские трассы обходятся дальнобойщикам в Австрии — около 40 евроцентов/км. Ну а в США если дорога платная, то для всех, хотя по разным тарифам. Так, проезд автопоезда по хайвею Pennsylvania Turnpike обойдется в 0,47 $/км по транспондеру и в 1,5 $/км наличными.