Обзор железнодорожного рынка РФ в марте — апреле 2016 г

Погрузка: рост превосходит ожидания

В марте 2016 г. погрузка превзошла прогнозы РЖД (+1,6%) и составила 105,1 млн т (+2,0% к марту 2015 г.).

Выросли перевозки угля (+5,2%), строительных грузов (+21,4%), минеральных удобрений (+6,7%), железной руды (+1,1%), черных металлов (+3,1%), лесных грузов (+7,7%), цветной руды (+5,9%) и зерна (+26,7%). Снизились перевозки нефти и нефтепродуктов (-8,8%), цемента (-4,5%) и лома черных металлов (-21,4%).

Грузооборот в марте 2016 г. составил 197,7 млрд т-км. Снижение на 1,2% по сравнению с прошлым месяцем обусловлено тем, что основным драйвером роста погрузки стали перевозимые на короткие расстояния строительные грузы, а погрузка экспортной нефти и нефтепродуктов существенно снизилась.

Уголь: рост продолжается

В марте погрузка угля на сети РЖД выросла на 5,2% к уровню прошлого года и составила 28,2 млн т, вновь установив рекорд перевозок месяца за последние 15 лет. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 83,3 млн т угля, что на 3,8% выше уровня 2015 г.

Добыча угля в марте была выше уровня прошлого года на 6,9%, по данным Минэнерго, и на 6,2%, по данным Росстата.

Внутренние перевозки выросли на 8%, а экспортные — на 2%. Грузопоток увеличился в Южную Корею (в 3,4 раза), Китай (в 1,7 раза) и на Украину (в 1,5 раза). Кроме того, по-прежнему росли поставки в Индию, и начались отправки в Италию.

По февральским прогнозам Минэнерго России, в этом году объем добычи и экспорта российского угля сохранится на уровне 2015 г. (372 млн т и 150 млн т соответственно).

В среднесрочной перспективе экспорт российского угля может остаться на высоком уровне в случае укрепления экспортных грузопотоков на новых для России направлениях.

Нефть и нефтепродукты: «из трубы возврата нет»

В марте погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД сократилась на 8,8% относительно уровня марта прошлого года и составила 20,7 млн т. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 61,3 млн т нефтяных грузов, что на 7% ниже уровня 2015 г.

По данным Росстата, добыча нефти выросла на 5,3% к уровню прошлого года, а по данным Минэнерго, — на 2,1%.

Внутренние перевозки нефти и нефтепродуктов остались на уровне прошлого года, в то время как экспортные сократились на 20%. Экспортные грузопотоки снизились в Южную Корею (в 2 раза), Италию (-6,3%), а также в Турцию (поставки в страну практически прекратились). Однако основное падение пришлось на Нидерланды: поставки (в том числе топочного мазута, дизельного топлива) в страну упали на треть. Такая динамика соответствует общему тренду снижения потребления нефти и нефтепродуктов страной. За последние 10 лет объем спроса в Нидерландах ежегодно сокращался на 1,5%, в то время как производство электроэнергии из возобновляемых источников выросло более чем в 2 раза. По сравнению с прошлым годом глобальный импорт нефтяных грузов в страну снизился на 20%. Эксперты считают, что катализатором перехода на возобновляемые ресурсы стало расположение Нидерландов ниже уровня моря: загрязнение атмосферы способствует глобальному потеплению, которое ведет к повышению уровня мирового океана, и, как следствие, к наводнениям. Для улучшения экологической ситуации правительство Нидерландов намерено к 2025 г. полностью запретить ввоз в страну автомобилей, работающих на дизеле и бензине, а к 2018 г. всю энергию для функционирования железных дорог получать из ветра. Реализация правительственной программы будет способствовать дальнейшему снижению спроса на нефть и нефтепродукты.

По апрельскому прогнозу Минэнерго, объем добычи российской нефти в текущем году вырастет на 0,5 — 1,2%, а в 2017 г. — сохранится на уровне 2016 г. Прогнозируется, что перевозки нефти и нефтепродуктов по железной дороге сохранятся на текущем низком уровне из-за неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков, а также ввода в эксплуатацию новых трубопроводных мощностей.

Строительные грузы и цемент: рост за счет инфраструктурных проектов

В марте погрузка строительных грузов на сети РЖД выросла на 21,4% к уровню прошлого года и составила 11,9 млн т., в то же время погрузка цемента снизилась на 4,5% (2,1 млн т). Всего с начала года по железной дороге было отправлено 28,8 млн т строительных грузов (+20,6% к 2015 г.) и 4,7 млн т цемента (-11,7%).

Перевозки строительных материалов увеличились в Белгородскую (в 4,5 раза), Новгородскую (в 3,5 раза) и Тюменскую (в 1,5 раза) области, а также Краснодарский край (в 1,5 раза).

Стоит отметить, что темпы падения перевозок цемента относительно уровня прошлого года существенно замедлились (-4,5% к марту 2015 г. против -21,4% в январе 2016 г. к январю 2015 г.). Во многом это обусловлено изменением законодательства, призванным снизить количество контрафактной продукции на рынке. По оценке заместителя главы Минстроя РФ, более половины поступающего на стройки РФ цемента — фальсификат. В феврале произошел ввод нового ГОСТа Росстандарта, который определяет правила сертификации цемента. А с 7 марта вступило в действие постановление правительства РФ № 930, согласно которому сертификация цемента стала обязательной (до сих пор она была добровольной). Таким образом, появились административные барьеры для импортного цемента, который поставляется преимущественно автомобильным транспортом, а компенсировать эти объемы смогут отечественные производители, активно использующие для доставки цемента железнодорожный транспорт.

В 2016 г. Росавтодор планирует получить от государства около 509,2 млрд руб. против 529 млрд руб. годом ранее. Поэтому снижение его расходов произошло почти по всем направлениям, кроме проектов по строительству Керченского моста, по организации работы системы «Платон», а также по ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 гг.» и ФЦП развития Калининградской области.

Одной из причин роста перевозок строительных материалов железнодорожным транспортом стала индексация с 1 марта тарифа системы «Платон» (до 3,06 руб./км).

Среднесрочный прогноз перевозок прежний: текущая положительная динамика может сохраниться благодаря поддержке со стороны государства. Восстановление отрасли до докризисного уровня будет не ранее 2017-2018 гг., но активный рост перевозок к уровню 2015 г. наблюдается уже сейчас.

Черные металлы: потеря турецкого рынка компенсировано выходом на другие рынки сбыта

В марте погрузка черных металлов на сети РЖД выросла относительно уровня прошлого года на 3,1% и составила 6,6 млн т. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 17,8 млн т черных металлов, что на 4,8% ниже уровня 2015 г.

По данным Росстата, в марте выплавка стали сократилась на 2,6%, производство проката и чугуна выросло на 2,2% и на 9,4% соответственно, а труб — упало на 9,8%.

Внутренние перевозки снизились на 8%, в то время как экспортные увеличились на 15%. Падение грузопотока в Турцию удалось компенсировать возросшими поставками в Италию (в 4 раза по сравнению с мартом 2015 г.), Тайвань (в 1,6 раз), Мексику (в 1,6 раз), а также поставками во Вьетнам и Египет (в прошлом году экспорт черных металлов в эти страны не осуществлялся). Одна из причин роста — восстановление цен на металлопродукцию на мировых рынках.

По январскому прогнозу Минэкономразвития России, в текущем году индекс промышленного производства по виду экономической деятельности «металлургическое производство и производство готовых металлических изделий» снизится на 2,1% к уровню 2015 г.

Прогнозируется, что на фоне укрепления позиций российских поставщиков на новых экспортных направлениях перевозки черных металлов по-прежнему будут на высоком уровне.

Железная и марганцевая руда: рост перевозок на фоне восстановления цен

В марте погрузка руды на сети РЖД выросла на 1,1% относительно уровня прошлого года и составила 9,2 млн т. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 26,5 млн т руды, что на 0,4% ниже уровня 2015 г.

По данным Росстата, добыча российской железной руды в марте выросла на 0,5% по сравнению с уровнем прошлого года.

Внутренние перевозки сократились на 1%, а экспортные выросли на 4,3%. Увеличились объемы поставок в Италию (в 4 раза), на Украину (в 3 раза) и в Финляндию (в 2 раза).

Эксперты отмечают постепенное восстановление цен на металлопродукцию и руду на мировом рынке на фоне заявлений глобальных поставщиков о сокращении добычи. Так, из-за задержки запуска автономных поездов англо-австралийская горнодобывающая компания Rio Tinto решила снизить на 6% производство на своих железорудных шахтах в Австралии в 2017 г. Следом за ней BHP Billiton объявила о сокращении производственной программы по добыче железной руды в Западной Австралии на 4% в текущем финансовом году.

Сложившиеся условия благоприятны для российского экспорта. Рост цен на мировом рынке с закрытием нерентабельных мощностей в Китае, а также сокращением объемов производства крупнейшими горнодобывающими компаниями позволяет российским поставщикам сохранять экспортный грузопоток на текущем высоком уровне.

Зерно и продукты перемола: высокий уровень экспорта сохранится как минимум до конца сезона 2015/2016

В марте погрузка зерна и продуктов перемола на сети РЖД выросла на 26,7% к уровню прошлого года и составила 1,9 млн т. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 5 млн т зерна, что на 7,8% выше уровня 2015 г.

В марте внутренние перевозки выросли на 5%, а экспортные — на 43%. Драйвером экспортного роста стали отправки в Египет (объемы увеличились в 8 раз по сравнению с мартом 2015 г.), который остается самым крупным потребителем российского зерна.

По оценке министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачева, в этом сельхозгоду экспорт российского зерна будет на уровне прошлого года и составит около 33 млн т. При этом до нового урожая не планируется менять механизм экспортных пошлин.

По данным Росстата на 1 апреля, запасы зерна на всех предприятиях только на 0,6 млн т больше, чем годом ранее. Тем не менее, в планах компаний дальнейшее наращивание экспорта. Так, в текущем году в Забайкалье намечено строительство терминала для экспорта зерновых, бобовых и масличных культур в Китай годовой мощностью до 7,5 млн т к 2025 г. Запуск терминала планируется уже в 2017 г. с объемами перевалки около 900 тыс. т/год.

По оценке руководителя Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Александра Фролова, теплые зимы благоприятно сказываются на сельском хозяйстве, что может повысить урожайность посевов на 8–12% в этом году.

Таким образом, прогнозируется сохранение текущего высокого уровня перевозок зерновых грузов.

Химические и минеральные удобрения: рекордный уровень перевозок сохраняется

В марте погрузка удобрений на сети РЖД выросла на 6,7% к уровню прошлого года и составила 4,8 млн т, снова установив рекорд месяца за последние 10 лет. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 13,7 млн т удобрений, что на 5,7% выше уровня 2015 г.

Рост погрузки обусловлен увеличением на 9% внутренних перевозок, в то время как экспорт вырос всего на 2%. Поставки удобрений из России нарастили Украина (+60%), США (+30%) и ОАЭ (поставки не осуществлялись в прошлом году).

По данным Минсельхоза, спрос на минеральные удобрения со стороны отечественных сельхозпроизводителей вырос по сравнению с прошлым годом на 20% (за период с 1 января по 11 апреля 2016 года).

По заявлению главы Минсельхоза Александра Ткачева, производители удобрений снизят цены на наиболее востребованные виды своей продукции на 10%, чтобы поддержать внутренний спрос.

Экспортные перевозки могут сократиться за счет снижения импорта Китаем, где скопились большие складские запасы удобрений.

В краткосрочной перспективе перевозки минеральных удобрений останутся на текущем высоком уровне вследствие стабильного спроса на внутреннем рынке и укрепления позиций на новых экспортных направлениях, которые активно осваиваются для компенсации снижения спроса со стороны Китая.

Эксперты ожидают исчезновение профицита полувагонов уже в мае, стабилизация может ускориться за счет «Урагана»

Источник данных о реализации подвижного состава — журнал «Рынок подвижного состава».

В марте реализация вагонов заводами СНГ составила 2 157 ед., что ниже на 26% уровня марта 2015 г. и на 8% уровня февраля 2016 г.

Падение реализации в сегменте типовых вагонов на тележках 18-100 и ее аналогах к марту 2015 г. составило 20%.

В третьем месяце текущего года было списано рекордное количество подвижного состава — 18,1 тыс. вагонов, из них 10,9 тыс. ед. — это полувагоны.

Размер неисправного парка составил около 106,6 тыс. ед. на конец марта. Коммерчески пригодный к перевозкам подвижной состав на сети РЖД — около 1 016 тыс. вагонов. Реальный профицит парка сократился до 103 тыс. ед. (из них полувагонов — 25 тыс. ед.).

Эксперты прогнозируют дефицит подвижного состава и предлагают дополнительно поддержать операторов. Как следует из исследования Сбербанка, в 2017 г. рынок железнодорожных перевозок может измениться. Если сейчас условия во многом диктуют покупатели услуг, то в следующем году вернется рынок продавца. В частности, в мае — октябре текущего года может образоваться сезонный дефицит в 10 — 15 тыс. полувагонов.

Ситуацию может простимулировать ускоренная консолидация парка. Аналитический центр при правительстве России направил в советы операторов и потребителей при РЖД анализ разработанного ГТЛК плана консолидации парка полувагонов (200 тыс. ед.). По прогнозу аналитического центра, со временем вагонный парк будет сокращаться, а грузооборот — расти. В 2016 г. он прибавит 1%, в результате цена аренды типового полувагона вырастет с нынешних 550 – 650 руб./сутки до 1 100 руб./сутки к концу года (включая НДС). Это позволит консолидированному оператору взять на себя обслуживание задолженности перед лизинговыми компаниями за нанятые или купленные полувагоны (340 млрд руб. на текущий момент).

Одновременно с этим Трубная грузовая компания (ТГК) купила структуры «Рейлтрансхолдинга», которые управляют вагонами «ВЭБ-лизинга». Владелец ТГК уточнил, что речь идет о 37 тыс. вагонов. Кроме того, компания также планирует приобрести «УВЗ-Логистик». По подсчетам агентства «Infoline-аналитика», в результате этих сделок парк ТГК достигнет 81 500 вагонов. По этому показателю компания станет третьей в стране после ПГК и ФГК.

Однако ФАС уже предупредила, что может оспорить сделки по консолидации парка вагонов. ФАС считает необходимым вынести вопрос «целесообразности и уместности консолидации парка грузовых вагонов» на площадку правительственной комиссии по транспорту. Кроме того, служба указывает, что сама по себе идея удорожания противоречит выбранному правительством курсу на недопущение увеличения нагрузки на грузоотправителей.

В соответствии с программой поддержки транспортного машиностроения на 2016 г. в ближайшее время, как ожидается, будут приняты правила предоставления субсидий покупателям инновационных вагонов (до 7 млрд руб.) и их производителям (до 3 млрд руб.).

В сегменте вагонов нового поколения ситуация стабильна: практически 100% произведенных в марте в РФ полувагонов были на тележке с повышенной осевой нагрузкой. Эксплуатация вагонов нового поколения по-прежнему демонстрирует высокую эффективность перевозок. По данным статистики эксплуатации парка на тележке Барбер, в марте средний грузооборот на 1 полувагон с увеличенной осевой нагрузкой составил около 520 тыс. т-км, в то время как на 1 типовой полувагон — 248 тыс. т-км.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website