Из-за жары на юге России ограничили движение большегрузов. Передвигаться при температуре выше 32 градусов они могут только с 22 до 10 часов. Но это по закону. А по факту тяжело груженые фуры едут по многострадальным трассам, невзирая на запреты.
По информации начальника волгоградского управления ГИБДД Николая Яньшина, в Волгоград въезжает от 500 до двух тысяч машин в час. Среди них немало фур, везущих арбузы, дыни и овощи из Дагестана в обе российские столицы. Предельно допустимая масса грузовика — 44 тонны. Но норма соблюдается далеко не всегда. И каждый лишний центнер негативно сказывается на транзитной дороге, особенно в летний зной. Поэтому около поселка Максима Горького, на ростовской трассе, начали строить новый стационарный пост весового контроля. До конца года запланировано устройство трех автоматических стационарных постов, а в 2018 — 2019 году стоит ждать сдачи еще десяти.
Пока же в регионе введено временное ограничение на движение большегрузов. Об этом Минтранс РФ проинформировал ассоциацию перевозчиков тяжеловесных и групногабаритных грузов и профильные органы соседних регионов. При этом проезд для легковых и специализированных машин остается беспрепятственным.
Кроме того, в Волгоградской области власти распорядились разработать дополнительные меры для сохранения асфальтового покрытия. Главным недостатком на специальной комиссии признали слабое информирование водителей. Как рассказали «РГ» в пресс-службе региональной администрации, на трассах областного значения комитет транспорта совместно с обслуживающими организациями должен установить соответствующие дорожные знаки, которые бы оповещали участников движения о введении ограничений. На федеральных трассах эту работу обязано проводить управление дорог, а следить за соблюдением правил должны сотрудники ГИБДД.
Профильные ведомства уже удостоились критики со стороны руководства региона, так как практически нигде предупреждающих знаков нет. Специалисты транспортного комитета занялись ревизией информационных табличек, в случае необходимости их придется обновить, а где-то установить дополнительные. Чиновников, которые не отреагируют своевременно, привлекут к должностной ответственности.
— Губернатору надо не ругаться, а заниматься наведением порядка, — считает председатель регионального отделения Движения автомобилистов России Армен Оганесян. — За превышение скорости автомобилист платит штраф: на 41 километр в час больше разрешенного — одна сумма, на 61 — уже другая. Для большегрузов с перевесом тоже должна быть градация штрафов. Мы напишем свое предложение правительству. А на всех въездах в область нужно поставить пункты весового контроля. В общем, необходимы конкретные меры, а не разговоры. Если так пойдет и дальше, то к следующему году дорог вообще не останется.
Ключевые трассы в регионе проходят по Среднеахтубинскому, Светлоярскому, Калачевскому, Городищенскому и Иловлинскому районам, а также через город Волжский. Рабочая группа, в которую вошли представители этих территорий, определила места, где мог бы парковаться крупногабаритный транспорт. Там обязательно должны быть необходимые санитарные условия и питьевая вода.
— В ряде регионов на юге России действительно ограничено движение большегрузных автомобилей. Несмотря на это, мы не допустили ни одного срыва или задержки доставки благодаря рациональной системе маршрутизации и диспетчеризации. В ближайшее время ожидаем полного снятия ограничений, — рассказали в одной крупной транспортной компании. От ответа на вопрос, были ли какие-то потери из-за вынужденного простоя, представитель фирмы уклонился. Аналогичные ограничения ввели на федеральных и региональных трассах.
По словам специалистов, в такую жару снижается несущая способность асфальтобетонного покрытия. Чтобы сберечь южные дороги, днем их защищают от вредной нагрузки. Второй негласной причиной не пускать в дневное время фуры на трассы летом является борьба с катастрофическими автомобильными пробками, которые возникают на дорогах в сторону Черноморского побережья из-за большого наплыва туристов. По данным администрации региона, на некоторых участках трасс число проезжающих автомобилей доходит до 60 тысяч в сутки, хотя пропускная способность здесь всего 12 тысяч машин. Это вызывает транспортные заторы, которые фактически парализуют все движение на Черноморском побережье.
С установлением на Кубани температуры выше 32 градусов, по данным региональной полиции, уже было оформлено более тысячи материалов о нарушении режима движения большегрузов. На водителей фур, не реагирующих на ограничение, составляют протокол об административном нарушении по части 6 статьи 12.16 КоАП РФ «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение грузовых транспортных средств». Штраф — 500 рублей.
Такой механизм работает в регионе уже не первый год. Причем если в 2016-м это решение вызвало серьезный протест со стороны аграриев и транспортных компаний, которые считали, что ограничение проезда грузовиков приведет к увеличению коррупции на дорогах, а также поставит под удар планы нарастить объемы экспорта зерна, то в этом году все проходит гораздо спокойнее.
— Фермеры приспосабливаются к ситуации. Все понимают, что дорожники правы и трассы действительно страдают. С ГИБДД тоже устали спорить. Да и какой смысл? Правила установлены для всех. В итоге каждая агрофирма старается успеть доставить все необходимое ночью. Что касается зерна, то здесь главной задачей все еще остается экспорт. Доставляют как могут. Но и элеваторы стали работать по новым правилам: если от аграриев задерживается зерно, его просто перезанимают у других, чтобы не допустить срыва поставок, — заявил «РГ» председатель Ассоциации зерноперерабатывающих и хлебоприемных предприятий Кубани Петр Светличный. — Пока ситуация в пределах разумного.
А вот для транспортных компаний решение ограничить движение создает гораздо больше проблем. Камнем преткновения здесь является доставка скоропортящихся продуктов, которые теперь везут гораздо дольше, иногда с опозданием более чем на 20 часов. Такая задержка, по словам предпринимателей, ощутимо сказывается на кошельке доставщиков. Ведь часто приходится попросту выбрасывать половину пришедших в негодность фруктов или овощей.
— Магазины и торговые сети выставляют штрафные санкции владельцам грузовиков за несвоевременную доставку или если продукты испортились, — объясняет соучредитель одной из кубанских транспортных компаний Владимир Сарафян. — Все это ложится на плечи транспортных компаний.
Причем водители грузовиков жалуются, что и ночью фуры тоже не могут спокойно передвигаться. Особенно это касается дорог к морю. Ведь многие туристы предпочитают ехать на побережье в темное время суток, думая, что не будет пробок. Получается, что легковой транспорт задерживает грузовой и в отведенное для него время. В итоге, по словам экспертов, большинство мелких транспортных компаний уже ушли с рынка.
Кстати
В Волжском дорожное полотно от появления колеи защищают с помощью воды: асфальтовое покрытие на улицах с наиболее интенсивным движением поливают из шланга. К тому же такая нехитрая мера снижает запыленность. По регламенту полив начинают применять при превышении все той же отметки 32 градуса.