С 1-го февраля 2020-го года, в соответствии с утвержденным графиком, тариф в системе «Платон» увеличится еще на 16 копеек — с 2,04 до 2,2 рубля за километр. Транспортные компании отмечают, что основная нагрузка ляжет на перевозчиков, однако уточняют, что рост затрат на самом деле окажется незначительным — порядка 0,5%, пишет Транс.ру.
Нынешнее увеличение тарифа станет третьим с момента запуска системы повышением. Первое (с 1,53 до 1,9 рубля за километр) случилось с 15-го апреля 2017-го года, после чего на протяжении более чем двух лет плата за проезд большегрузов оставалась неизменной.
Изначально, напомним, тариф планировали повышать по другой схеме: поэтапно поднимать ставку с льготного (1,53 рубля) до базового (3,73 рубля) размера. Однако на фоне выступлений перевозчиков от нее отказались.
В прошлом году Правительство утвердило новый принцип: к базовому тарифу 3,73 рубля за километр обязательно применяется коэффициент 0,51, а уже это полученное значение умножается на индекс накопленной с 15-го ноября 2015-го года инфляции.
По сути, точкой отсчета для ежегодного повышения платы за проезд стал тариф в 1,9 рубля за километр.
Дату индексации установили на 1-е февраля каждого года, однако стартовала она с 1-го июля 2019-го, когда тариф впервые за два года подняли: на 14 копеек — с 1,9 до 2,04 рубля за километр.
В Министерстве транспорта подчеркивали, что таким образом хотели уменьшить нагрузку на перевозчиков. Поскольку к тому моменту инфляция копилась уже почти 4 года, ее не решились сразу целиком перенести в тариф — разбили на несколько этапов.
Так, ставка в 2,04 рубля учитывала рост цен до марта 2017-го года. Ставка в 2,2 рубля тоже будет учитывать лишь часть инфляции — до марта 2019-го года. Полное ее «возмещение» и соответствие с окружающими ценами наступит только с 1-го февраля 2021-го года, когда тариф, как ожидается, поднимется до 2,35 рубля за километр.
Нагрузка на перевозчика
Если о нынешнем повышении тарифа было известно еще с июня прошлого года, то предыдущее (с 1-го июля) некоторые представители бизнеса назвали неожиданностью.
Тогда в письме к бывшему премьер-министру Дмитрию Медведеву они, во-первых, указали, что уже заключенные договоры роста тарифа не учитывают, во-вторых, попросили в связи с этим перенести начало индексации на 1-е февраля 2020-го года (просьбу, как очевидно, проигнорировали) и, в-третьих, традиционно пригрозили, что в противном случае вырастут цены в магазинах и пострадают «простые потребители».
«На самом деле нагрузка от повышения тарифа «Платон» пришлась главным образом на перевозчиков», — отмечает Алексей Черкашин, начальник отдела российского экспедирования логистической компании «Даксер».
С ним соглашается и Андрей Савин, исполнительный директор транспортной компании Traft. «План по росту тарифов давно обозначен Правительством, но, естественно, не так просто принимается перевозчиками, поскольку ложится на их плечи, — объясняет он. — В то время как транспортные услуги и так весьма низкомаржинальный бизнес».
Вместе с тем, по словам Андрея Савина, общее повышение тарифа на 30 копеек (на 14 копеек с 1-го июля 2019-го года и на 16 копеек с 1-го февраля 2020-го года) на самом деле не является столь существенным.
«Несмотря на рост тарифа «Платон» на 15% за год, рост затрат на перевозку в целом будет не таким значительным и составит порядка 0,5%, — говорит исполнительный директор Traft. — Например, за рейс 20-тонника по маршруту «Москва-Екатеринбург-Москва» перевозчик получит порядка 200 тыс. рублей, заплатив за «Платон» 7 700 рублей вместо прошлогодних 6 650 рублей».