Новый информационный сервис «Таможенная проверка» постепенно начинаю практиковать в российских регионах. Использование данного сервиса позволяет участникам ВЭД обмениваться документами и сведениями с таможенными органами в электронном режиме, передает портал «Логирус».
Участники ВЭД уже имеют свои личные кабинеты, где они, к примеру, работают со своими лицевыми счетами. Для того чтобы воспользоваться сервисом «Таможенная проверка» им просто необходимо подать заявку, после чего в данном личном кабинете будет активна вкладка по таможенным проверкам. Новосибирская таможня инфосервис «Таможенная проверка» запустила весной 2020 года. Но, по словам Максима Головина, никто из представителей бизнеса пока им не воспользовался.
— По сути, новый сервис — это не что иное, как еще один блок по прямому обмену данными с представителями таможни, который называется «Личный кабинет», — отметил член генерального совета «Деловой России», владелец логистической компании INBS Эдуард Радославов.
По словам эксперта, очевидными плюсами нововведения являются скорость обмена информацией, простота ее получения, видимый конечный результат и борьба с коррупцией.
— Основное преимущество, которое предоставит этот сервис — это формализация обмена сообщениями, так как на сегодняшний день часто случается, что пересылаемая почтовая корреспонденция либо не доходит в нужный срок, либо не доходит вообще. А в спорах между бизнесом и таможней не редко возникают процессуальные разногласия из-за своевременности уведомления, способа уведомлений о назначении проверки, о запросах документов, о направлении акта проверки, — добавил первый заместитель председателя правления «Гильдии профессионалов ВЭД „Гермес“», вице-президент ГК «Аривист» Евгений Кошкаров.
В рамках нового сервиса обмен документами происходит только между проверяющим таможенным органом и участником ВЭД. Это исключает опасения бизнеса о том, что вносить информацию в систему будут одни таможенные органы, а принимать решения — иные.
Помимо прочего, сервис позволяет отправлять документы на проверку в другие города дистанционно. Однако, как добавил Эдуард Радославов, стремление государства как можно быстрее вывести на рынок сырой сервис много раз выходило пользователям «боком». Существующие многочисленные сбои в работе личного кабинета, наряду с отсутствием прямой обратной связи с проверяющим органом, могут свести на нет все преимущества его использования.
По мнению эксперта, правильнее было бы отложить данный сложный продукт и вывести в пользование более простые, но тоже важные решения. В частности, на рынке давно назрела потребность подтверждения стоимости участником ВЭД через личный кабинет, чтобы для выпущенных грузов под обеспечение он мог предоставлять подтверждающие документы, заверенные электронной цифровой подписью.
В Новосибирской таможне считают, что говорить о каких-либо сбоях в сервисе «пока не представляется возможным». Так как несмотря на попытки привлечь предпринимателей к новой услуге, никто ее еще не опробовал. Евгений Кошкаров считает, что появление возможности прохождения онлайн-проверок станет шагом вперед к взаимопроникаю бизнеса и таможенных органов.
— Хотелось бы, чтобы таможенная служба в части направления таможенным представителям выписки из актов выполненной проверки также использовала технологию ЭДО и направляла эту выписку в личный кабинет таможенного представителя, если вся проверка была произведена с использованием нового электронного сервиса, — добавил вице-президент ГК «Аривист».
В свое время ФТС совершила серьезный рывок, полностью переведя процедуру выставления уведомлений о задолженности в личный кабинет, отказавшись от дорогостоящих и трудоемких отправок почтой, считает председатель правового комитета НП «Гильдия профессиональных участников ВЭД «ГЕРМЕС», эксперт Ассоциации СРО «Национальное объединение таможенных представителей» Марианна Чугаева.
Сегодня некоторые документы, направляемые в рамках таможенных проверок, в любом случае дублируются в оригинале «Почтой России». Например, акт таможенной проверки. Эта опция нужна, поскольку до сих пор не все участники ВЭД имеют личный кабинет. А те, у кого он есть, просто не знают, что те или иные возможности существуют в системе.
— Предполагаю, что ФТС должна вести более широкое освещение существующих сервисов и новинок, для большего вовлечения участников ВЭД в цифровой формат общения, — резюмировала собеседница «Логируса».