С 10-го января 2022-го года вступил в силу приказ Федеральной налоговой службы (ФНС), который утверждает формат электронной транспортной накладной, а также электронной сопроводительной ведомости и электронного заказ-наряда. Таким образом, теперь электронные перевозочные документы уже абсолютно официально должны приниматься наравне с бумажными аналогами, пишет Trans.ru.
Тем более что, помимо приказа ФНС, с 1-го января этого года вступили в силу поправки в Правила дорожного движения, которые разрешают предъявлять перевозочные документы для проверки в электронном виде, а также дополнения в Устав автомобильного транспорта, вводящие новую соответствующие статью — «Электронные перевозочные документы».
Согласно этой статье, напомним, оформление электронных перевозочных документов должно осуществляться через информационные системы операторов электронного документооборота (ЭДО), получивших допуск и включенных в сеть доверенных операторов ЭДО ФНС России. В свою очередь, операторы должны обеспечить направление электронных документов в государственную информационную систему.
Такой порядок косвенно подтверждает и приказ Федеральной налоговой службы: в имени файла обмена информации в электронной транспортной накладной должны содержаться символы-идентификаторы оператора ЭДО, которые присваиваются оператору Федеральной налоговой службой при включении в сеть доверенных операторов ЭДО. В имени файла также должны быть и идентификаторы перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя, которые они уже получают именно от своих операторов ЭДО.
В целом, что касается электронной транспортной накладной, она должна включать четыре обязательных файла обмена: файл обмена информации грузоотправителя, файл обмена информации перевозчика о приеме груза к перевозке, файл обмена информации грузополучателя и файл обмена информации перевозчика о выдаче груза грузополучателю. Причем эти файлы должны идти друг за другом именно в такой последовательности.
Каждый из файлов подписывается соответствующей стороной перевозки (грузоотправителем, грузополучателем или перевозчиком) усиленной квалифицированной электронной подписью.
При этом электронная транспортная накладная может содержать еще четыре файла обмена, наличие которых зависит от условий перевозки. Это файлы, которые составляются в случае переадресовки груза, замены водителя или транспортного средства или измении цены перевозки. Последняя ситуация предусматривает оформление двух файлов — со стороны перевозчика и подтверждающий со стороны грузоотправителя. И, кстати, только эти два файла и могут быть подписаны обычной электронной подписью.
Расширение имени файла обмена — xml. Расширение имени файла, содержащего XML-схему файла обмена, — xsd. Структура файла обмена в электронной транспортной накладной, равно как и в электронной сопроводительной ведомости и в электронном заказ-наряде, полностью описана в приказе ФНС.
Вместе с тем для того, чтобы переход на электронные перевозочные документы действительно состоялся, Правительство РФ еще должно утвердить технические требования к информационным системам операторов ЭДО, а непосредственно сами операторы — получить соответствующий допуск.
Кроме того, еще должна быть решена проблема обеспечения инспекторов ГИБДД и Ространснадзора необходимыми мобильными устройствами для проверки электронных перевозочных документов на дороге.