По данным Росстата, грузооборот автотранспорта в России по итогам 2021 года достиг абсолютно рекордного объема — 285,3 млрд т⋅км. За последние три года он вырос сразу на 10,2%, пишет truckandroad.ru.
По данным ведомства, в прошлом году грузооборот автотранспорта вырос относительно объема 2020 года почти на 14 млрд т⋅км, или на 5,0% (285,3 млрд против 271,5 млрд т⋅км). С одной стороны, в этом нет ничего удивительного, учитывая специфику пандемийного 2020 года с его низкой грузовой базой и общим падением рынка грузоперевозок. Однако еще сильнее впечатляет динамика относительно более благополучных для отрасли 2019 и 2018 годов с ростом на 4,1 и 10,2% соответственно.
2021 г. — 285,3 млрд т⋅км (+5,0%)
2020 г. — 271,5 млрд т⋅км (–1,4%)
2019 г. — 274,2 млрд т⋅км (+5,8%)
2018 г. — 259,0 млрд т⋅км (+2,3%)
2017 г. — 250,9 млрд т⋅км (+1,2%)
2016 г. — 234,5 млрд т⋅км (+0,8%)
Более того, грузооборот автотранспортного сектора показал один из лучших в целом по транспортной отрасли индексов роста в ретроспективе трех последних лет. Бóльшими успехами за этот же период могут похвастать лишь авиаперевозки (+18,0% к 2018 году). В то время как внутренний водный транспорт показал за три года рост на 5,0%, ж/д транспорт — на 1,6%, а морской и вовсе снизился на 4,9%. В то же время общий грузооборот всеми видами транспорта в России увеличился с 2018 года лишь минимально — на 1,0%.
Иначе говоря, все вышеотмеченное позволяет констатировать более высокие темпы роста автотранспортного сектора, чем в среднем по транспортной отрасли. А также сделать вывод об общем увеличении роли автотранспорта во внутренних грузоперевозках страны.
По мнению опрошенных ГиД представителей транспортно-логистического рынка, за последние два года в отрасли все более отчетливо наблюдаются изменения в цепях поставок.
Свою роль в эти процессы внесла прежде всего пандемия с ее ростом объемов электронной торговли.
Так, по мнению президента Ассоциации транспортных экспертов и специалистов (АТЭС) Тараса Коваля, увеличение грузооборота в автоперевозках связано с разрывом цепочек поставок из-за пандемии и формированием новых. По его словам, наблюдается увеличение груженных пробегов автотранспорта в условиях, когда объемы производства не растут такими же темпами.
«Изменение цепочек поставок – это в том числе и усиливающаяся роль маркет-плейсов и электронной торговли в целом, которая также способствует увеличению груженных пробегов», — прокомментировал он ГиД.
Эксперт Межотраслевого экспертного совета (МОЭС) Андрей Попов солидарен с коллегой, что большое влияние на положительную динамику грузооборота оказал рост во всех сегментах электронной коммерции. «Здесь прослеживаются тенденции, схожие с рынком складской недвижимости, где крупнейшие инфраструктурные сделки проходят в тех же сегментах e-com и ретейла», — отметил он.
Другой эксперт МОЭС Иван Головко указывает на накопленный потребительский спрос. «Конечно же, после ограничений 2020 года люди пошли покупать. Они накопили деньги и стали их тратить — на стройматериалы, товары народного потребления и так далее. Плюс льготные кредиты, банковские ипотеки и государственные льготы бизнесу также увеличили спрос. Отсюда резкий скачок спроса на все», — констатирует специалист.
Стоит напомнить также, что аналитики предполагали восстановление отечественного рынка грузовых автоперевозок не ранее 2022 года. «При реализации оптимистичного сценария и поддержке государства отрасль покажет небольшое падение в 2020 году и постепенное восстановление в 2021–2022 годах», — отмечали, в частности, в MegaResearch весной 2020-го.