Геополитическая напряженность может помешать прогнозируемому на ближайшие годы росту морской торговли. Об этом говорится в опубликованном в Женеве докладе Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD).
ЮНКТАД ожидает, что в 2024 году объем морской торговли увеличится на 2%, а объем морских контейнерных перевозок на 3,5%. Ожидается также, что в 2025 — 2029 годах «общий объем морской торговли будет расти в среднем на 2,4% в год, а контейнерная торговля — на 2,7%». Хотя перспективы морской торговли «остаются позитивными», они зависят от того, как «продолжат развиваться некоторые негативные риски, включая войну на Украине, усиление геополитической напряженности и экономической неопределенности», констатировали авторы доклада.
По их словам, геополитическая напряженность может спровоцировать потрясения на мировых сырьевых рынках. В таком случае маршруты транспортировки нефти и зерна по Суэцкому каналу, Красному и Черному морям «могут пострадать, что приведет к потенциальному скачку цен на энергоносители и продовольствие». В свою очередь «технологические цепочки поставок чипов и полупроводников в Восточной Азии уязвимы к эскалации напряженности», предупредили эксперты. Они также напомнили, что «события в Черном море заставили Египет закупать зерно в Бразилии или в США вместо Украины», а поставки нефти из России «были направлены в Китай и Индию, а не в Европу».
Ключевые маршруты доставки товаров «столкнулись со значительными перебоями», что привело к задержкам и увеличению затрат, отметили в UNCTAD. Трафик через Панамский и Суэцкий каналы — важнейшие артерии мировой торговли — к середине 2024 года «упал более чем на 50% по сравнению с пиковыми значениями». Это было вызвано «низким уровнем воды в Панамском канале и вспышкой конфликта в регионе Красного моря, затронувшего Суэцкий канал». Перенаправление грузов на маршрут вокруг мыса Доброй Надежды (южная оконечность Африки) резко возросло. Это помогает поддерживать поток товаров, но «значительно увеличивает затраты, задержки и выбросы углекислого газа».
В UNCTAD призвали мировое сообщество «скоординировать усилия» в сфере навигации, инвестировать в «низкоуглеродное и экологически чистое судоходство», повысить эффективность портов и применять упрощенные процедуры торговли. Кроме того авторы доклада подчеркнули важность «мониторинга развития рынка грузовых перевозок, оценки тенденций в тарифах на морские перевозки и их влияния на поддержку уязвимых экономик».
ТАСС