Если в 2010 – 2011 гг. контейнерные перевозки росли опережающими темпами, то в последние годы рост несколько замедлился.
«Контейнерный бизнес строился и развивался очень долго. При этом последние 6 лет он характеризовался двузначными цифрами роста. Многие считали, что так будет продолжаться и дальше. Однако даже если бы не случился кризис, негативная ситуация рано или поздно должна была бы наступить», – считает профессор кафедры портов и грузовых терминалов Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова Александр Кузнецов.
В чем причина – в снижении спроса на доставку грузов в контейнерах или в насыщении рынка? По мнению участников рынка, ключевую роль в развитии контейнерных перевозок играет рост транзита. В настоящее время его объем в сообщении Китай – Европа составляет порядка 100 тыс. TEU в месяц. По прогнозам президента АО «Объединенная транспортно-логистическая компания» Петра Баскакова, рынок контейнерных перевозок испытывает большое напряжение. «По итогам 2015-го их объем может быть ниже уровня предыдущего года на 8 – 9%. Несмотря на негативную тенденцию, объемы транспортировки контейнеров нашими компаниями («ТрансКонтейнер», KTZ Express) снизились только на 4 – 4,5%. К тому же наблюдается рост транзитных перевозок между Европой и Китаем. Сейчас сложно делать долгосрочные прогнозы. Но если начнется стабилизация и восстановление экономики, то мы увидим рост транзита», – полагает он.
Однако большая часть контейнерных грузов – это все-таки импорт. Товары из разных стран в контейнерах отправляются с морских терминалов по железной дороге в центральные регионы России. Несмотря на неустойчивую рыночную конъюнктуру, операторы продолжают развивать свой бизнес и все больше внимания уделяют улучшению взаимодействия с клиентами. «Важное значение сегодня имеет качество транспортных услуг. Для обеспечения роста перевозок мы ведем гибкую ценовую политику, повышаем стандарты обслуживания, внедряем современные клиентские сервисы», – отмечают в ПАО «ТрансКонтейнер».
Кроме того, компании предлагают клиентам новые маршруты и направления. При этом внутри каждого маршрута появляются новые станции, в адрес которых следуют контейнерные поезда. Напомним, что только за 2015 год АО «РЖД Логистика» запустило новый регулярный контейнерный поезд сообщением Шанхай – Москва – Шанхай. С сентября прошлого года ОТЛК организованы отправки контейнерных поездов из китайского порта Инкоу в Москву. Регулярные отправки осуществляются по маршрутам Сучжоу – Варшава, Чунцин – Дуйсбург, Чжэнчжоу – Гамбург, Ухань – Пардубице, Чэнду – Лодзь, Иву – Мадрид. В рамках проекта «Транссиб за 7 суток» РЖД разработали новый транспортный продукт «Байкал шаттл» для транспортировки японских и корейских грузов из порта Иокогама в Москву.
Контейнерооборот тянет порты на дно
Темпы снижения перевалки контейнеров в морских портах России, по данным Ассоциации морских торговых портов, постоянно падают. Если за январь – июнь 2015 года объем перевалки грузов в контейнерах сократился на 15,3% (до 19,9 млн т) по сравнению с аналогичным периодом 2014-го, то по итогам 8 месяцев – на 26,2% (до 2,6 млн TEU). Если за весь предыдущий год контейнерооборот российских портов снизился на 1%, то по результатам 2015-го снижение этого показателя достигло 25%. Напомним, что по итогам 2014 года контейнерооборот портов России составил 5,28 млн TEU: экспорт – 2,3 млн, импорт – 2,29 млн, транзит – 100,5 тыс., каботаж – 586 тыс.
Ухудшение конъюнктуры морских грузоперевозок в портах РФ вследствие кризиса и санкций в начале 2015 года в наибольшей степени затронуло именно контейнерный сегмент. Основной спад контейнерооборота приходился на импорт и перевалку порожних контейнеров.
Снижение контейнерооборота наблюдалось во всех бассейнах РФ, кроме Арктического.
Аналитики отрасли отмечают некоторое перераспределение грузопотоков между морскими бассейнами РФ. Однако порты Балтийского бассейна пока еще остаются основными воротами для российских импортных контейнеров. Доля перевалки контейнеров портами Балтийского бассейна составляет 50,1%, Дальневосточного – 30,9% от общего контейнерооборота РФ.
Участники рынка в течение прошедшего года отмечали, что меньше остальных от снижения контейнерного грузопотока пострадали порты Азово-Черноморского бассейна. Часть товаров из ЕС, которые попали под санкции, заменила продукция из Египта, Пакистана, Бразилии и Южной Африки. Эксперты и сегодня полагают, что на динамику контейнерооборота отрицательно повлияло ослабление курса рубля, которое негативно сказалось на покупательной способности населения.
«Если детально углубляться в структуру импортного грузопотока, то в 2015-м выросли объемы перевозки скоропортящихся грузов по сравнению с предыдущим годом. Поэтому сокращение перевозки генеральных грузов стало еще большим. Ключевую роль здесь играет повышение курса доллара, так как импортная продукция стала значительно дороже и объемы ее потребления неуклонно падают. В свою очередь, цена на отечественные товары стала привлекательнее для импортеров из других стран, их начали более активно закупать, отсюда рост перевозимых грузов в экспорте», – комментирует руководитель ДП ТО Новороссийский ООО «Гестион» Лариса Солдатова.
По мнению главы направления Fresh компании FM Logistic Александра Дьяконова, надо учитывать, что в связи с эмбарго сейчас идет процесс импортозамещения. «Грузопоток сместился – товары поступают из Азии. К тому же в портах Дальневосточного бассейна обрабатывается экспорт, который постепенно увеличивается», – констатирует он.
Участники рынка уверены, что дальнейшему развитию контейнерных грузопотоков будут способствовать соблюдение сроков доставки, изменение тарифной политики и возможность прогнозирования стоимости доставки.