Обновлено. 9 июняБелорусским водителям разрешат работать в России с национальными правами. Об этом заявил на пресс-конференции в Минске посол России Александр Суриков. Подробнее >>
7 июня 2017С 1 июня 2017 года в России юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещено допускать к управлению транспортными средствами водителей без российских национальных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами. Такая норма закреплена в федеральном законе от 07.05.2013 года № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
Говоря простым языком, водители с любыми правами, кроме выданных в России, не могут официально работать в России. Между тем Россия сегодня одна из основных стран трудовой миграции для водителей всех специализаций из Беларуси.
Закон издан еще в 2013 году, но начал действовать с 1 июня 2017 года. Изменения появились и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, который был дополнен статьей «12.32.1. Допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения»:
- Допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, российского национального водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортными средствами, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере пятидесяти тысяч рублей.
Кому НЕ придется менять права в России
Чтобы избежать лишних расходов и не попасть под штрафные санкции, разберемся, кому именно необходима замена прав. С этим вопросом мы обратились в экспертно-правовую поддержку Transinfo.
– В свое время с инициативой внесения поправок в Закон выступили депутаты фракции ЛДПР, апеллируя тем, что новый закон повысит безопасность на российских дорогах и ужесточит миграционный контроль. Изначально поправки в Закон были направлены в первую очередь на трудовые отношения.
Следовательно, исходя из принятых поправок, усматривается, что водительские удостоверения, выданные другим государством (в т.ч. Республикой Беларусь), в Российской Федерации являются недействительными при осуществлении субъектом права перевозок в рамках трудовых отношений. Т.е. нанимателем водителя должна выступать компания – резидент РФ. При использовании же транспорта в личных целях водитель имеет право управлять транспортным средством при наличии иностранного водительского удостоверения, – пояснил кандидат юридических наук Северин Дмитрий, старший партнер Юридической группы «Бюро 24».
Таким образом, замена прав коснется только белорусов с водительскими правами, выданными в Беларуси, которые
работают в компаниях-резидентах РФ (юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории России).
Международное движение: отдельная тема
Что же касается международных перевозчиков, то они под защитой Венской конвенцией «О дорожном движении» от 8 ноября 1968 г., участником которой являются Беларусь и Россия. Согласно Пункту 2 статьи 41:
Договаривающиеся стороны будут признавать:
- любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 6 к настоящей Конвенции;
- любое международное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 7 к настоящей Конвенции, при условии, что оно предъявляется вместе с соответствующим национальным водительским удостоверением, действительным на своей территории для управления транспортным средством, соответствующим категории или категориям транспортных средств, на управление которыми выданы удостоверения, при условии, что указанные удостоверения являются действительными и что они выданы другой Договаривающейся стороной или одним из ее территориальных подразделений либо объединением, уполномоченным на то этой Договаривающейся стороной».
Международным перевозчикам и их водителям переживать не стоит. Об этом сообщает УМВД России по Смоленской области:
– Запрет (допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских водительских удостоверений – ред.) не распространяется на водителей, участвующих в международном движении, — пояснила официальный представитель МВД России Ирина Волк. Эта позиция закреплена и в пояснительном письме, которое в нашу редакцию прислал наш читатель, водитель-международник.
Документ комментирует кандидат юридических наук Северин Дмитрий, старший партнер Юридической группы «Бюро 24»:
– При комплексном изучении вопроса, нельзя не обратить внимание на п. 13 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», в котором определено, что не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами. В пункте 17 данной статьи определено, что указанные положения не применяются в случаях участия транспортного средства в международном движении.
Проще говоря, водитель может управлять транспортным средством, участвующим в международной перевозке при отсутствии национального водительского удостоверения Российской Федерации, при наличии иного водительского удостоверения. С учетом изложенного, следует, на наш взгляд, разграничивать две ситуации это: допуск водителя к управлению транспортным средством (ответственность несут ИП и юридические лица) и участие водителя в дорожном движении (ответственность несет сам водитель).
Водитель, участвующий в международной перевозке и имеющий иное водительское удостоверение, административной ответственности не подлежит.
Водитель ответственности не несет, а как же наниматель? Мы спросил у самих перевозчиков.
На практике: как белорусу заменить водительские права в России
Олег Гребенько
Чтобы узнать, как происходит замена водительских прав на практике, мы обратились в ряд международных компаний-перевозчиков с филиалами в России и Беларуси. Однако большинство из них отказались комментировать ситуацию. Ясность прояснили коллеги из холдинга АсстрА.
– По состоянию на 6 июня 2017 года в нашем российском парке насчитывается 70 единиц техники, для обслуживания которых привлечено 20 водителей из Беларуси. После принятия нового закона у нас не возникало
ситуаций-инцидентов, связанных с отсутствием российских водительских удостоверений у белорусских водителей. Специалисты из Беларуси продолжают обслуживать рейсы и работают в штатном режиме. Возможность сдачи на водительское удостоверение для белорусских водителей еще не предоставлена. С нашей стороны для сдачи на права сделано все: получены медицинские справки, оформлена регистрация. Поэтому ожидаем дальнейшей информации от ответственных органов,– разъясняет Олег Гребенько, коммерческий директор ООО «АсстрА Карго».
– Сегодня на рынке уже отмечается дефицит квалифицированных водителей. Если для иностранных водителей будет введен временный запрет на работу, это снизит провозные возможности, что существенно повлияет на рынок грузоперевозок. Для нас это очень серьезный вопрос, так как в логистике все планируется заранее, а работа в режиме преодоления препятствий ни к чему хорошему не приводит, – оценивает перспективы Олег Гребенько.
Получается, что белорусские водители находятся в России в подвешенном состоянии. С одной стороны им необходимо получить новые права, но с другой стороны – эта процедура еще не налажена, а штраф уже прописан. Тему неопределенности продолжает и Сергей Козлов, директор ООО «АсстрА-Руссланд»:
Сергей Козлов, директор ООО «АсстрА-Руссланд»
– В Смоленской области у нас есть устное соглашение о временной отсрочке, поскольку Смоленское ГИБДД вовремя не подготовило регламент сдачи на водительское удостоверение категории «Е». К настоящему моменту нет соответствующей техники, и также не подготовлена площадка для сдачи экзаменов. Все эти условия сейчас создаются в срочном порядке. В течение последующих 2 месяцев все водители должны сдать данный экзамен.
Если говорить о влиянии на рынок, по моему мнению, в первую очередь пострадает малый бизнес. Российские водители требуют более высокую зарплату по сравнению с водителями из Беларуси. А те белорусские водители, которые уже получили водительское удостоверение в РФ, будут использовать это как свое конкурентное преимущество. Как результат – увеличение затрат у предприятия, что, в свою очередь, отразится в увеличении цен на грузоперевозки.
Ждать изменений или менять водительские права?
Однако кроме подготовки к сдаче экзамена, многие водители из Беларуси все-таки ожидают внесения изменений в закон. Работа в рамках одного Таможенного союза должна упрощать процедуры, а не возводить новые препятствия для перевозчиков. Этого мнения придерживается и Сергей Козлов:
– Стоит ли рассчитывать на официальную или более долгую отсрочку, чтобы водители могли получить права в спокойном режиме? Такой вариант возможен. Во-первых, 13 июня состоится второе чтение ФЗ №142751-1 «О внесении изменений в статью федерального закона о ПДД», который предусматривает перенос даты вступления закона в силу с 1 июня 2017 на 1 июня 2018 года.
Во-вторых, по нашим источникам, уже подготовлен проект поправок к закону. Основные изменения коснутся водительских удостоверений граждан государств Таможенного союза. Водительские права, выданные на его территории планируют приравнять к международным и действующим равноправно во всем союзе. Однако произойдет это не раньше сентября. На данный момент мы готовимся к тому, что все наши белорусские водители будут сдавать экзамен.
Выбор и ответственность остается за водителями и нанимателями: готовиться к худшему или надеяться на лучшее.
Читайте также:
- Министр транспорта Беларусь: решение РФ о правах водителей вернет белорусов на родину
- Требование ЕС отметки «95» в водительском удостоверении неправомерно
- Запрет еженедельного отдыха водителей в кабине в Германии: изучаем закон с экспертом