Пермская мэрия по примеру Москвы предложила запретить тяжелым грузовикам днем (с 7 до 21 часа) ездить по центру и иным загруженным улицам Перми, пишет properm.ru.
По мысли инициаторов, продукты и товары должны, как в столице, развозить «Газели», а материалы на стройки и промышленные предприятия только ночью. Пермский бизнес горячо возразил мэрии, тем более, что ограничения в городе есть и так, и контроля за их исполнением нет.
Первые сообщения о том, что Пермь планирует взять пример с Москвы и запретить тяжелым грузовикам ездить по центру города и ряду других магистралей, появились еще в октябре 2021 года. Инициаторами выступили вице-мэр Виктор Агеев и, по некоторым данным, Минпромторг Пермского края. Судя по всему, идея с самого начала была воспринята неоднозначно. Во всяком случае, 25 октября 2021 года на официальном сайте администрации города появилось сообщение о поручении Алексея Дёмкина обсудить идею с представителями бизнеса.
В цитате мэра можно обнаружить и весьма прозрачный намек о причинах такого введения, которые, по большей части не связаны с разгрузкой трафика на дорогах. «Нужно совместно проработать условия новых ограничений для грузового транспорта, чтобы, с одной стороны, не навредить бизнесу, а, с другой стороны, стимулировать его развивать на въездах в город распределительные центры. Ограничение позволит мотивировать сети строить логистические центры и развозить товар по Перми на автомобили малой тоннажности», — подчеркнул Алексей Дёмкин.
Для чего все это?
На круглом столе представителей бизнеса и власти 1 декабря 2021 года вице-премьер Алексей Чибисов, который отвечает за развитие промышленности и торговли в Прикамье сформулировал свое отношение к ограничениям.
Смысл высказывания: ограничения будут стимулировать бизнес строить логистические центры на окраинах города.
Кроме того, толчок к развитию, якобы получат профильные МСП. Понадобятся парковки, площадки отстоя транспорта, парк малотоннажных грузовиков. Соответственно это подтолкнет к развитию соответствующие направления МСП, создаст новые рабочие места. На запрос о подробностях идеи и ее реализации в минпромторге на момент публикации материала не ответили.
Однако, когда проект ограничений представили публично, на первое место выдвинули как раз аргументы про загрузку и пробки. Суть ограничений проста: машинам (в том числе с прицепами) массой более 26 тонн будет запрещено появляться в центре Перми с 7 утра до 9 вечера. Точка. Если посмотреть на схему, на которой будущие запреты обозначены прерывистой линией видно, что под запрет попадает не только центр, но и многие ключевые магистрали.
«Аналогичный запрет относительно грузового транспорта уже много лет существует после реконструкции на Камском мосту. Когда определялись зоны запрета, мы минимально старались затронуть те части города, где расположены промышленные предприятия и большие логистические объекты или склады», — заявил начальник Пермской дирекции дорожного движения Максим Кис.
Именно с точки зрения разгрузки дорог (но не только) предлагаемые ограничения выглядят наиболее странно. Дело в том, в Перми уже много лет действует «грузовой каркас». Его, кстати хорошо видно на той же самой схеме. На ряде улиц в центре города (не только на Камском мосту) действует запрет на въезд грузовиков. Например, тяжелому автотранспорту нельзя на Компрос или ул. Ленина (полностью запреты можно увидеть на схеме). Кроме того, большая часть большегрузного транспорта (особенно транзитного) и не идет через Пермь. Водители логично предпочитают Красавинский, Чусовской мосты и обходы.
Правда, отметим, контроль за исполнением не налажен. Часто машины пренебрегают запрещающими знаками. Грубо говоря, если хочется решить вопрос с трафиком, достаточно наладить контроль. Если повесить еще 50–70 знаков по городу, это не изменит ситуацию. Возможностей ГИБДД хватит разве что на несколько показательных акций, но не на постоянный долговременный контроль.
Кому навредит?
Что же касается бизнеса, то здесь проблемы значительно серьезней. Запрет дневных поездок стыкуется с запретом на ночные погрузочно-разгрузочные работы. Получается, что машина, например с панелями приезжает на стройку и должна ждать утра, чтобы кран мог ее разгрузить? А если разрешить ночные работы, то это жестко ударит по жителям ближайших к магазинам и стройкам домов. Вторая проблема, которая напрямую касается пермяков — коммунальные аварии. Необходимость привезти бульдозеры, генераторы другую спецтехнику на место аварии будет разбиваться о запреты.
Пермская ТПП аккумулировала и направила в мэрию предложения бизнеса по проекту. В документе за подписью президента ТПП Олега Жданова 6 пунктов.
Бизнес-сообщество предлагает ввести специализированный режим для проезда грузовиков, специализированной техники на стройки и для устранения аварий в городе.
Олег Жданов:
— Если строители не смогут в течение дня доставлять материалы на стройку и начнут работать в ночное время возникнут соответствующие проблемы. Где-то это ограничения трудового законодательства, где-то безопасность производства работ, да и жители близлежащих домов, наверное, не будут в восторге от подобной деятельности… Отдельный вопрос касаются компаний, обеспечивающих работу коммунальной инфраструктуры. У всех них есть планы эксплуатации, мы все понимаем, что есть световой день, в течение которого выполняются работы. Переводить их на ночное время нецелесообразно, и часто это сопряжено с риском для жизни персонала.
Очевидно, что трудности, которые могут быть созданы для бизнеса, потребуют дополнительных затрат. Так же понятно, на кого эти затраты переложат. И это в период масштабнейшего повышения цен тревожит.
Какие альтернативы?
Дневной запрет ТПП предлагает сократить до «часов пик». Как сказано в письме, ограничения движения оставить на период с 7 до 10 часов и с 17 по 21 час, «а в период с 10:00 по 17:00 разрешить так же, как и в период с 21:00 по 07:00». ТПП так же предлагает скорректировать схему движения грузового транспорта, сохранить свободные для проезда участки улиц в центре Перми, чтобы не пострадали предприятия.
«Конечно, у нас город не является чемпионом по пробкам, тем не менее есть периоды, когда они образуются. — пояснил Олег Жданов. — Это, как правило, начало и окончание рабочего дня в большинстве компаний. И возможно в этот период, чтобы снизить нагрузку на улицы, и есть целесообразность для ограничения проезда большегрузных автомобилей. Что же касается полного перевода нагрузки на ночь, то здесь достаточно много сомнений и возражений… Поэтому мы и предложили вводить ограничения, если они необходимы городу, только на часы пик… Отдельная тема — предприятия, которые просто попали в схему по зоне ограничений. Наиболее яркий пример — это ликероводочный завод. Здесь, на наш взгляд, необходимы корректировки именно в самой схеме». Если суммировать все предложения ТПП, то они фактически дезавуируют идею администрации Перми.
На сегодняшний день идея ограничений движения большегрузов в Перми выглядит как минимум сырой.
В Перми уже есть ограничения. Выгоды от дополнительных не просчитаны и не очевидны. Пока непонятны и положительные последствия для развития МСП: основные крупные сети уже имеют логистические центры. Минпромторг не пояснял, какие отрасли и предприятия должны простимулировать (точнее заставить) сменить логистические схемы новые ограничения. И к каким позитивным эффектам это приведет. Свою окончательную позицию мэрия Перми планирует обозначить в ближайшее время.