Фото носит иллюстративный характер
В марте 2017 года фура с дорогостоящей «гидравликой» загрузилась в немецком Ноймюнстере. Груз должен был прибыть в Ростов-на-Дону, однако на точке выгрузки он так и не появился. Общая стоимость оборудования — 270 000 евро. Как в этой схеме замешен белорусский экспедитор Порталу грузоперевозок Transinfo рассказали в ООО «КОНТРОЛЬ РИСКОВ». Дело рассматривалось в Арбитражном суде Россиийской Федерации.
Участники транспортной схемы
Предпосылки для утраты груза были заложены в схеме транспортной логистики, которая широко применяется грузовладельцами и транспортными компаниями.
Всего в перевозке дорогостоящего гидравлического оборудования приняли участие 8 компаний:
- покупатель: ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш»;
- продавец: Торгово-производственная компания из Германии;
- экспедитор № 1: ООО «ПИКО» из Ростова-на-Дону, РФ;
- экспедитор № 2: ООО «ИБИС» из Саратова, РФ;
- экспедитор № 3: ООО «САГ-Строй» из Гомеля, РБ;
- перевозчик: ООО «Глобал Логистик» из Калуги, РФ;
- Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах»;
- страховая компания ПАО САК «ЭНЕРГОГАРАНТ» из Москвы.
«Самовывоз» из Германии
Комбайновый завод «Ростсельмаш» в Ростове-на-Дону принял решение закупить оборудование в Германии. Между предприятиями был подписан международный контракт, в котором оговаривались цена и условия покупки. Среди прочего покупатель должен был своими силами транспортировать покупку. В момент передачи товара представителю покупателя обязательства продавца были выполнены в полном объеме.
Доставку груза завод из России доверил компании из Ростова-на-Дону, которая позиционирует себя как экспедитор. Грузополучатель не стал вникать в подробности, где данный экспедитор возьмет машину. Уже здесь возникают вопросы: почему отдел логистики покупателя, при полном попустительстве службы безопасности и юридического отдела, не осуществлял контроль над процессом доставки?
Имитация организации доставки
Экспедитор из Ростова-на-Дону повторил ошибку грузополучателя и доверился еще одной компании, но на этот раз из Саратова. Совершенно не понятно, какая экономическая целесообразность данного действия, однако экспедитор из Ростова-на-Дону перепоручил перевозку экспедитору в Саратове.
Но и на этом не все. Второй экспедитор в этой цепочке подключает третьего. На этот раз уже из белорусского Гомеля. К решению задачи уже подключены три экспедитора, однако транспорта до сих пор нет. Три организации передавали друг другу информацию о дорогостоящем грузе. Однако никого из участников перевозки это не смущало.
По мнению экспертов ООО «КОНТРОЛЬ РИСКОВ», все посредники в этой схеме нарушали нормы законодательства, в частности никто из них не выдал экспедиторскую расписку (Forwarders Certificate of Receipt). Экономический расчет определял действия всех трех так называемых экспедиторов из Ростова-на-Дону, Саратова и Гомеля.
Компания из Беларуси наконец находит перевозчика в Калуге. Откуда высылается информация о транспортном средстве, готовом совершить рейс по маршруту Германия — Российская Федерация, через всех трех экспедиторов возвращается к грузополучателю в Ростов-на-Дону.
Информацию о данном перевозчике, покупатель отправляет в Германию, указывая, что именно это транспортное средство будет осуществлять перевозку. Товар отгрузили. Чем закончилась подобная логистическая схема, мы уже знаем.
Некомпетентность службы безопасности страховых компаний
Как оказалось, ответственность перевозчика была застрахована в компании «ЭНЕРГОГАРАНТ». В суде было предоставлено письмо, в котором страховая компания пыталась объяснить, что договор страхования гражданской ответственности перевозчика — недействительный. Суд справедливо отметил, что данная позиция страховщика — не состоятельна.
Из решения суда:
«ПАО «САК „ЭНЕРГОГАРАНТ“, являющийся профессиональным участником рынка страховых услуг с 1992 года, не могло заключить договор страхования с неустановленным лицом, не проверив должным образом контрагента, не проявив должной осмотрительности при заключении подобного рода договора, не истребовав полный пакет документов, необходимых для заключения договора, в противном случае на нем лежит риск наступления неблагоприятных последствий»
Но и это еще не все, так как ответственность экспедитора из Гомеля была застрахована в «Белгосстрахе». Страхование подобной деятельности, которую ошибочно называют экспедицией, принесло белорусским страховщикам только убытки.
Резюме
Необходимо констатировать — организованная преступная группа, оказалась на голову выше профессионалов из семи организаций, задействованных в доставке товара из Германии в Россию. Покупатель, экспедиторы и страховщики не смогли совместными усилиями обеспечить безопасность поставки товара. Остается только догадываться, сколько будут длиться дальнейшие судебные разбирательства и чем в итоге они закончатся.