В январе и феврале 2017 года, в арбитражных судах России рассмотрено 46 эпизодов экономических споров, где присутствовало хищение груза мошенниками. Неизменно и количество упоминаний о хищении груза на различных ресурсах, посвященных грузоперевозкам. Так в январе их было 17, а в феврале уже 33. Суммы документально подтвержденных убытков составляют во всех случаях миллионы рублей. Лидерство по хищению грузов уверенно занимают торгово-производственные компании, в деятельности которых используются цветные металлы.
Многие предприятия, ставшие жертвами мошенников, стараются избегать публичной огласки и решать данные вопросы в кулуарах. Анализируя количество обращений в МВД и судебных разбирательств, можно предполагать, что видимая часть проблемы составляет не более 30%.
В большинстве случаев, вместо разработки совместного решения, для предотвращения подобных эпизодов преступной деятельности, меняется поставщик, правда, до очередного подобного случая.
Продавец, исполнявший свои обязательства по заключенному контракту, отгрузил со своего склада покупателю товар согласно товарных накладных, приложил необходимый сертификат качества, счет фактуру, паспорт сделки и CMR. Покупатель, в свою очередь, сославшись на то, что не получил товар у себя на складе отказался в добровольном порядке производить оплату продавцу. Путем переговоров стороны не пришли к соглашению, пришлось обращаться в суд.
Один из таких случаев разбирался 20 февраля 2017 года в арбитражном суде Самарской области. Суд решил удовлетворить исковые требования продавца и взыскать с покупателя стоимость неоплаченного товара, а именно «катанка медная» стоимостью 5 962 907 (пять миллионов девятьсот шестьдесят две тысячи девятьсот семь) российских рублей.
Товар в процессе перевозки был похищен неизвестным, который своими действиями успешно ввел в заблуждение остальных участников сделки.
Разбираем ситуацию с экспертом
Каким образом мошеннику удалось внедриться в цепочку поставки товара по условиям «ИНКОТЕРМС» FCA между продавцом и покупателем разбираем вместе с заместителем директора ООО «Контроль рисков» Алексеем Юрьевичем Кожевниковым.
К сожалению, покупатель, предусмотревший, по его мнению, все значимые условия выполнения договора купли-продажи, не придал должного значения организации доставки товара. О том, как организовывалась доставка товара покупателем можно судить из ответов в суде участников процесса доставки. Приводим ответы белорусского индивидуального предпринимателя, называющегося себя «экспедитором»:
Из решения суда:
– По Вайберу с телефонного номера ему позвонил мужчина представившийся Валерием. Он сказал, что осуществляет перевозку груза из г.Нефтегорск для белорусской организации, но так как он российский перевозчик, а белорусские организации не имеют права напрямую сотрудничать с российской компанией, им нужен белорусский экспедитор. Валерий пообещал прислать контактные данные покупателя, с которым можно связаться для
заключения договора.
Необходимо признать, Валерий оказался деловым человеком, прекрасно разбирающимся в договорных отношениях касающихся перевозки, и прислал, что обещал. Кто такой Валерий, перевозчик ли он — вопросов не возникло, а зря, именно этот персонаж и организовал схему мошенничества, успешно рассказывая одним, что он перевозчик,
а другим что он клиент.
Из решения суда:
–Пришло письмо на электронную почту, в котором были указаны телефонный номер и имя контактного лица покупателя (Тамара).
Индивидуальный предприниматель из Беларуси уже считал прибыль от потенциальной сделки, получив контакт покупателя (потенциального клиента) и совершенно не задумываясь об источнике информации. Тот факт, что груз находится в Российской Федерации и имеет многомиллионную стоимость «экспедитора» совершенно не смущало.
Из решения суда:
–Данным вопросом перевозки занималась жена индивидуального предпринимателя – Регина. Она позвонила Тамаре, которая подтвердила, что необходимо заключить с ним договор, что они уже сами с перевозчиком обо все договорились и оформить документы необходимо как можно быстрее, так как машина уже находится на загрузке. Тамара выслала заявку на оказание транспортно-экспедиционных услуг.
Стоит обратить внимание на то, что Тамара, являвшаяся представителем покупателя, была наделена правом заключения договоров с направлений заявок на оказание транспортно-экспедиционных услуг в транспортные организации. Предполагаем, что должность Тамары – специалист отдела логистики.
Из решения суда:
– Индивидуальный предприниматель подписал заявку и договор, данные документы в электронном
виде были отправлены Тамаре.
Представитель покупателя, договорившись самостоятельно по ее убеждению с перевозчиком,
использует индивидуального предпринимателя не как экспедитора, а как банального посредника. Аналогично, действует и индивидуальный предприниматель из Беларуси, уверенный в том, что в данной сделке он является «экспедитором» и осуществляет свою деятельность за мифическое вознаграждение.
Возникает проблема с простоем транспортного средства в месте погрузки и на сцену выходит следующий персонаж, про которого повествует индивидуальный предприниматель.
Из решения суда:
– Тамара нас переадресовала к Ивану, работнику покупателя, который подтвердил ситуацию и попросил срочно составить договор с перевозчиком, чтобы того смогли загрузить. Валерий мне на электронный адрес прислал реквизиты перевозчика, и индивидуальный предприниматель отправил неподписанный договор по почте Валерию.
Он сразу же прислал подписанный со стороны перевозчика договор, который я отправил по электронной почте Ивану.
Иван – это очередной представитель покупателя, и, вероятнее всего, также является специалистом отдела логистики, скорее всего старшим или даже руководителем.
Из решения суда:
– Первый раз с перевозчиком индивидуальный предприниматель связался по просьбе Ивана, когда пропал груз.
Совершенно не удивительно, что подобное заявление прозвучало. Отдел логистики покупателя, возложив на индивидуального предпринимателя оформление сделки по доставке товара из Российской Федерации, полностью потерял контроль над процессом доставки.
Из решения суда:
– Поступил звонок от Тамары, которая сказала, что машина на разгрузку не прибыла. Валерий был не доступен. Иван сообщил, что он на прямую общается с водителем, а сегодня ему не может дозвониться. Индивидуальный предприниматель пояснил, что с супругой нашли телефонный номер перевозчика, который сообщил следующее: груз выгрузили в г.Брянске по указанию Валерия и это было договорено с ним изначально. Также он получил оплату за данную перевозку. Изначально перевозчику пришла заявка от ООО «Исследование и развитие».
Действия мошенника были очень банальны. Он получил информацию, вероятнее всего из открытых источников в интернете о необходимости доставки товара из Российской Федерации в Беларусь. Затем ввел в заблуждение покупателя, представившись перевозчиком, а перевозчику представился покупателем, тем самым полностью захватив процесс управления доставкой, путем подмены телефонных номеров. Никаких трудностей мошенники не испытывали. Как итог, вместо Беларуси груз оказался в Брянске и дальнейшая его судьба неизвестна.
Но и это еще не все, основанием выдачи груза водителю транспортного средства, прибывшего на погрузку, являлась доверенность, выданная покупателем. Какое должностное лицо покупателя, давало команду на выдачу этого документа, кто его подписывал и отправлял, остается только догадываться. Потеря управления службами покупателя над процессом доставки, выдача доверенности на неизвестное им физическое лицо и элементарное непонимание работы профессионального экспедитора в совокупности привело к хищению груза.
На практике, при перевозке грузов автомобильным транспортом, в большинстве случаев происходит привлечение «экспедитора». Действующие лица могут меняться: вместо Тамары – Лена, вместо Ивана – Сергей, вместо индивидуального предпринимателя – общество с ограниченной ответственностью, а вот схема работы с организацией,
красиво именующей себя «экспедитором», остается неизменной. Мы специально берем слово «экспедитор» в кавычки, так как подобную деятельность необходимо квалифицировать только как оказание посреднических услуг по оформлению заказов на обслуживание автотранспортом.
Схема транспортной логистики, используемая сторонами
Весь процесс взаимодействия заключается в следующем: в лучшем случае объявить тендер, подписать договор, оформить поручение экспедитору, произвести обмен документами по электронной почте и на этом все. Более никаких действий не службой логистики, не так называемым «экспедитором» не предусматривается и не предполагается. Что это, сознательные действия или обыкновенная некомпетентность?
В практической деятельности, в торгово-производственных компаниях совершенно никого не интересует, откуда берется информация о перевозчике, которого привлекает подобный «экспедитор» для перевозки груза. Этот этап деятельности поставщика транспортных услуг абсолютно никем не контролируется, а тем более не проверяется. Считается, что при подобной схеме сотрудничества предусмотрена материальная ответственность транспортной компании, т.е. так называемого «экспедитора». Увы, судебная практика по данному вопросу далеко не однозначна, и порядка 40 грузовладельцев, которым отказали в возмещении убытков, связанных с хищением груза мошенниками, всего лишь за последние 4 месяца 2016 года лишнее тому подтверждение.
Довольно часто грузовладелец узнает о работе «экспедитора» только в суде или в ходе проводимого расследования по факту хищения груза. В таких случаях становится откровением, что вся деятельность поставщика транспортных услуг сводилась к размещению на общедоступных сайтах, посвященных грузоперевозкам, информации о свободном грузе.