После резкого падения импорта из Китая в марте-апреле, с мая возник отложенный спрос на доставку и бизнес столкнулся с «овербукингом». В июне среднее время ожидания порожнего контейнера и свободного места на судне увеличилось до двух недель, срок доставки — на 36-50%, в зависимости от вида транспорта.
Об этом сообщается в совместном обзоре ПЭК, «Снежной Королевы», «ВЭД Агент», «Арнейс» и Asia Import Group.
С начала июня средний срок мультимодальной перевозки из Китая (море и железная дорога) по сравнению с предыдущим месяцем вырос на 36%, до 55-60 дней, прямой железнодорожной — в два раза, до 30 дней, говорится в обзоре. В первую очередь это связано с отложенным спросом на доставку и нехваткой свободных мощностей, пояснил Геннадий Чичин, директор азиатского направления ПЭК: GLOBAL.
По его словам, сложности в финансовой логистике с КНР стали причиной недозагрузки судов с конца февраля и вплоть до первой половины апреля. Вслед за падением импорта морские линии начали массово переориентировать флот на другие направления, рассказал Александр Дегтярев, управляющий директор «ВЭД Агент». Одновременно из-за ситуации в Красном море и падения объемов экспорта из России сократилось количество порожних контейнеров, доступных для загрузки в КНР, добавил он.
На данный момент компании решили 60-70% проблем в финансовой логистике, рассказал Артем Лылык, генеральный директор Asia Import Group. Бизнес переориентировался на альтернативные платежные системы, с помощью которых можно ускорить проведение транзакций, а также оптимизировал внутренние процедуры оплаты, добавил Игорь Бурлов, генеральный директор «Арнейс». В июне средний срок проведения платежей из России в Китай по сравнению с предыдущим месяцем снизился почти в два раза, до 7-10 дней, сообщил Алексей Ермаков, директор по логистике «Снежная королева».
Компании начали ускоренно отгружать товары, возник отложенный спрос на доставку. В результате бизнес столкнулся с нехваткой порожних контейнеров и свободного места на судах, пояснил Геннадий Чичин. Наблюдаются и задержки в отправке грузовых поездов из Китая, поскольку ж/д станции не справляются с растущим потоком товаров, рассказал Артем Лылык. По словам Александра Дегтярева, время ожидания свободных мощностей может достигать до двух недель.
Вслед за ростом спроса в начале июня средняя стоимость морской доставки из Китая в Россию увеличилась более чем на 30% — до $2500-3000 20’dc и $3500-5000 40’dc/HC по сравнению с предыдущим месяцем. Тарифы на ж/д перевозки выросли на 40%, до 8400-8600 40’dc за аналогичный период, сообщается в обзоре.
На первую половину июня большая часть морских и ж/д мощностей уже забронирована, поэтому растет количество запросов на автодоставку из Китая, транзитный срок которой с начала июня увеличился на 17% по сравнению с предыдущим месяцем, до 25-29 дней, подчеркнул Геннадий Чичин. Средняя стоимость перевозки выросла на 20%, до $9500-11500, добавил он.
Перспективы: новые суда и рост тарифовВ июне морские линии начали вводить новые суда в расписание при доставке из Китая в России, что поможет ускорить доставку, сообщил Игорь Бурлов.
При этом эксперт не видит предпосылок к росту количества порожнего оборудования в Китае. По прогнозам Александра Дегтярева, в июле стоимость аренды порожних контейнеров в Китае продолжит расти, вслед за этим увеличатся и тарифы на перевозки. Продолжится ли данная тенденция в августе, будет зависеть от изменения объемов экспортных отправлений из России, а также ситуации в Красном море, отметил он.
Алексей Ермаков прогнозирует рост тарифов на доставке из Китая в июле на 5-10%, к августу, в преддверии высокого сезона, стоимость может увеличиться еще на 20-30%.
ПЭК