О необходимости строительства КАД-2 впервые заговорили при проектировании КАД в конце века. Этим летом вопрос вновь был поднят. О КАД-2 говорил уже президент страны. А на прошлой неделе глава Петербурга в ходе рабочего визита в Москву обсудил перспективы строительства КАД-2 с руководством госкомпании «Автодор». РЖД-Партнер опросил участников рынка и выяснил, насколько КАД-2 нужна агломерации и кто мог бы стать инвестором дороги.
Боль грузоперевозчика: пробки на КАД
Вопрос о необходимости сооружения КАД-2 ряд петербургских экспертов считает даже неуместным. Необходимость второго кольца просчитана и подтверждена методами транспортного математического моделирования, объясняет директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин. Эксперт утверждает: расчеты были сделаны в рамках программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, выполненной по заказу КДХ Ленинградской области компанией Simetra в 2020 году.
«По расчетной как транспортной, так и социально-экономической эффективности для региона этот объект является безусловным лидером среди всех дорожных новостроек, рассмотренных в программе. Существующая КАД уже на ряде отрезков фактически превратилась во внутригородскую улицу и сильно перегружена транспортом. Из моментальных эффектов КАД-2 призвана убрать с нее транзит. Из более долгосрочных — придать импульс развитию более удаленным районам Санкт-Петербургской агломерации», — говорит В. Валдин.
Участники рынка грузоперевозок мнение эксперта не только разделяют, но и заявляют о как можно более ранних сроках строительства нового кольца. Потому что КАД-2 не только подарит петербуржцам дороги, свободные от большегрузных автомобилей, «но и даст возможность транзитным грузовикам проходить маршрут без возможных задержек на КАД», утверждает руководитель группы закупок транспортных услуг и автомобильных перевозок компании «Алерс» Елена Черкалина.
Первый вице-президент группы компаний «Транспортная интеграция» Светлана Воронцова и вовсе заявляет, что восточное кольцо существующей КАД приближается к пределу пропускной способности. И поэтому вопрос со строительством КАД-2 необходимо разрешить как можно быстрее. С мнением эксперта согласен заместитель генерального директора петербургского филиала ООО «Байкал-Сервис ТК» Павел Сенченко. «По восточной части КАД сейчас идут основные потоки большегрузного транспорта с севера на юг. По моему мнению, если их направить в обход до московской трассы, то можно будет разгрузить КАД для городского транспорта. Маршрут новой трассы мог бы начинаться со стороны Финляндии, захватывать выборгскую и мурманскую стороны и выходить на федеральную московскую трассу», — говорит он.
Второе кольцо, которое не кольцо совсем
О необходимости строительства КАД весь последний год говорит и губернатор Ленобласти. В частности, на пресс-конференции в ТАСС Александр Дрозденко отметил, что КАД-2 должна проходить разумно, чтобы было выгодно по ней ездить и она послужила бы дальнейшему развитию зон, где будет проходить. «Мы выбираем из трех вариантов дороги, чтобы она максимально приблизилась к имеющимся зонам экономического развития», — сказал он.
Пока точное местоположение КАД-2 неизвестно, маршрут второй кольцевой автодороги под Петербургом будет составлен до конца текущего года. По плану правительства Ленобласти первое полукольцо КАД-2 может проходить по уже имеющейся трассе А-120. Эту трассу жители агломерации знают под названием «бетонка» — в советские годы она эксплуатировалась только военными, дислоцированными в Ленинградской области, и была закрыта для гражданских. В постсоветское время дорогу заасфальтировали и включили в транспортную инфраструктуру области.
А. Дрозденко отдельно подчеркивает, что расширить «бетонку» возможно, так как она проходит по землям сельскохозяйственного назначения.
«Что касается второго полукольца, оно проходит по заболоченным зонам Всеволожского района, где не будет возможности развития территории. Нет смысла вкладывать в это деньги, поэтому мы рассматриваем другой вариант. Хочу сразу успокоить жителей Всеволожского района, особенно Токсово и ряда других населенных пунктов, которые боятся, что дорога пройдет по курортным дачным массивам и дело дойдет вплоть до изъятия земель. Никто на это не пойдет. Государство научилось считать деньги, и мы максимально будем стараться, чтобы дорога прошла по федеральным землям Министерства обороны», — отдельно сказал он.
Есть одно но: А-120 не кольцо, она состоит из двух полуколец с разрывом у Ладожского озера. Северная часть кольца выходит на магистрали А-181 «Скандинавия», А-121 «Сортавала», Р-21 «Кола». Южное полукольцо — это дороги от Кировска до Большой Ижоры. Соединить два полукольца могут мостом у Кировска.
Основными потоками на КАД-2 предполагается как грузовой транспорт, так и индивидуальный легковой, подчеркивает В. Валдин. «Установление маршрутов общественного транспорта пока не рассматривается, хотя в будущем не исключено — по мере развития территорий вдоль дороги. В варианте ее сооружения по стандартам автомагистрали остановочные пункты в ходе основных работ не сооружаются, но могут появиться в дальнейшем на специально оборудованных съездах. Необходимо только учесть, что для перевозки пассажиров по автомагистралям есть ограничение: в салоне не должно быть стоящих людей. Поэтому местные маршруты с обычным пригородно-городским подвижным составом на ней вряд ли появятся. Если же дорога будет строиться под обычный вариант движения с ограничением потолка скорости до 90 км/ч, то остановочные пункты с заездными карманами ей положены по существующим общепринятым нормам», — отмечает эксперт.
За чей счет строительство
С. Воронцова считает: строительство КАД-2 возможно как финансировать из федерального бюджета, так и использовать средства частных инвесторов. Это мнение разделяет и В. Валдин. «Формат ГЧП предусматривает возврат инвестиций за счет взимания проездной платы. Частный инвестор явно будет заинтересован построить магистраль быстрее, и с учетом фактора времени социально-экономический эффект может оказаться даже выше. Непосредственно условия ГЧП — вопрос переговоров, это очень многофакторный и нетранспортный вопрос», — подчеркивает эксперт.
Участники рынка, отметим, согласны платить за проезд по КАД-2.
«Если движение по новой магистрали будет целесообразно, то есть если транзитное время доставки будет сокращено и возможные риски при нахождении транспорта в пробках внутреннего кольца будут минимизированы, то грузовладельцы будут готовы доплачивать за платные участки», —говорит Е. Черкалина.
Однако независимый эксперт в области транспортной и железнодорожной транспортной логистики, к. э. н. Мария Никитина к разговорам о необходимости КАД-2 холодна. «В Петербурге нет нормального метро (нет его развития и вообще транспортного плана, а есть куча позорного недостроя), нет современного доступа к аэропорту Петербурга (дорога к Пулково — только такси, это прошлый век). Когда у экспертов на этом фоне спрашивают про КАД-2, то остается только недоумевать, почему именно КАД-2 — первостепенная транспортная задача», — говорит она.