Их отправка в полувагонах с Дальнего Востока резко выросла
Перевозки импортных контейнеров с Дальнего Востока все чаще выполняются в полувагонах. В июне отправка таким способом выросла в 4 раза год к году и в 2,5 раза к маю, доля таких перевозок на рынке оценивается в 29–50%. Эксперты связывают эту тенденцию с сокращением поступления на Дальний Восток фитинговых платформ, накоплением контейнеров в портах региона и тарифной поддержкой таких перевозок.
Фото: Игорь Иванко, Коммерсантъ
Аналитики Информационного центра операторов (ИЦО) отмечают резкий рост отправки импортных контейнеров в полувагонах с Дальнего Востока. В июне число таких контейнероотправок достигло рекордных 497 штук в сутки против 124 годом ранее и 193 в предыдущий месяц. Общий контейнерный импорт с Дальнего Востока вырос на 23% к июню прошлого года и на 13% к маю, до 1,73 тыс. контейнероотправок в сутки в среднем.
В итоге доля полувагонов в перевозках контейнеров с импортом с Дальнего Востока увеличилась в июне до 29% против 13% в мае и 9% в июне прошлого года, отмечают в ИЦО.
Дальний Восток — основная точка входа в РФ контейнерного импорта из Китая. Традиционно контейнеры доставляются на фитинговых платформах, которые прибывают на Дальний Восток с экспортными контейнерами. Подсыл порожних платформ ограничен. Перевозка в полувагонах — менее технологичный способ — с 2014 года на сети ОАО РЖД была запрещена, но летом—осенью 2022 года после наплыва импортных контейнеров и проблем с вывозом этот вариант снова стали применять (см. “Ъ” от 22 августа 2022 года). В таком случае полувагоны с углем или другим экспортным грузом прибывают на Дальний Восток, а обратно уезжают с контейнерами, закрепленными специальными упорами. Затем полувагоны едут в центральные регионы, где сосредоточено основное потребление контейнерных грузов, часть следует до Западной Сибири и Урала, где контейнеры перегружаются на платформы, а полувагоны остаются в местах погрузки.
Собственники полувагонов оценили преимущества обратной загрузки контейнерами и предоставляют подвижной состав на постоянной основе, говорят в ОАО РЖД. Там указывают, что такая технология позволяет максимально использовать пропускные способности инфраструктуры, поэтому ОАО РЖД принимает меры для наращивания объемов таких перевозок.
В монополии добавили, что 30 июня установлен исторический максимум по отправке контейнеров в полувагонах из портов Дальнего Востока в количестве 15 контейнерных поездов.
Экспортные перевозки контейнеров на Дальний Восток, напротив, падают. На июнь пришлось 655 контейнероотправок в сутки, что сопоставимо с уровнем мая и на 15% меньше, чем в июне 2023 года. Это увеличило дисбаланс экспорта и импорта и усугубило нехватку фитинговых платформ, которые обеспечивают 97% в экспортных перевозках в контейнерах на Дальний Восток, констатируют в ИЦО.
2,7 миллиона TEU
составил объем перевозки контейнеров в РФ по итогам января—мая, по данным FESCO
Глава «Транс Синергии» (входит в ЕСП) Станислав Станкевич объясняет ситуацию накопившимся объемом контейнеров в портах, снижением притока фитинговых платформ на Дальний Восток и ростом поступлений импортных контейнеров. По его словам, поступление фитинговых платформ на Дальний Восток в порты региона снижалось в течение всего 2023 года и первого полугодия 2024 года, а импорт продолжал расти. «Разницу вывозили при помощи полувагонов. Если раньше полувагоны составляли 20–30% в суточной погрузке импортных контейнеров с Дальнего Востока, то сейчас эта цифра подходит к 50%»,— указывает господин Станкевич. Зимой, добавляет он, в среднем ожидание контейнеров на погрузку по портам занимало от двух до пяти дней, сейчас приходится ждать и 10–14 дней. В такой ситуации, указывает топ-менеджер, клиенты вынуждены ехать в полувагоне, не дождавшись фитинговых платформ.
Аналитик ЦЭП Газпромбанка Александр Коробко также наблюдает увеличение доли отправок контейнеров в полувагонах с припортовых станций на Дальнем Востоке.
«Наиболее часто к отправкам в полувагонах прибегают в Находке и Восточном — почти половина контейнеров из этих портов отправляется таким способом»,— отмечает он. Такие перевозки дешевле, говорит господин Коробко. По данным Центра ценовых индексов, продолжает он, в июне операторы предлагают полувагон для перевозки контейнера по маршруту порты Дальнего Востока—Сибирь за 25–30 тыс. руб. без учета железнодорожного тарифа, что почти в два раза меньше, чем стоимость перевозки на 40-футовой платформе по аналогичному маршруту. Также, добавляет аналитик, сохраняется скидка со стороны ОАО РЖД в размере 20,7% на вывоз груженых контейнеров в полувагоне со станций Дальневосточной железной дороги при условии его перегрузки на другой тип подвижного состава.