Контейнеры с грузами в портах Дальнего Востока по-прежнему стоят и ждут разгрузки. Предприниматели продолжают терять деньги.
Степень заинтересованности сахалинского правительства проблемой в порту Владивостока, которая дала под дых островному бизнесу и в конечном счете сказалась и каждый день продолжает сказываться на конечных потребителях, можно понять, взглянув на повестку заседания сегодняшнего инвестсовета, пише sakhalin.info.
На первом месте — создание единого окна для бизнеса, его мусолили, другого слова и не подберешь, целый час, хотя этому окну уже давно пора заработать. На втором — еще один технический момент, презентация схем оказания услуг по подключению к сетям. Третий вопрос — цены на стройматериалы, четвертый — поддержка предпринимателей в сфере образования и только пятый — о текущей ситуации по доставке грузов из порта Владивосток в Сахалинскую область.
С докладом выступил министр транспорта и дорожного хозяйства Валерий Спиченко. Он рассказал, что на 10 ноября в морских портах Приморского края у всех основных судоходных компаний скопилось 1604 TEU (один TEU эквивалентен полезному объему стандартного контейнера длиной 20 футов). Это груз, который должен быть доставлен на Сахалин. Около 76 контейнеров из этого объема — это социально значимый груз.
30 октября под председательством замминистра транспорта РФ Александра Пошивая во Владивостоке прошли совещания, на которых решали, как выйти из кризиса.
Спиченко напомнил, почему сложилась такая ситуация. Это произошло из-за увеличения экспортно-импортного потока грузов, уменьшения количества пунктов пропуска для этих целей, нехватки в пиковый период дополнительных судов для привлечения на линию, несвоевременных усилий портов по разгрузке, а также из-за отсутствия скоординированных действий. Министр сообщил, что нет единого окна для обмена информацией между логистическими транспортными компаниями, портами и судоходными компаниями. Информация в морской отрасли разрознена. Подпортил картину и ковид, из-за него добавились грузы медицинского назначения, которых ранее не было.
Какие приняты меры
Создана рабочая группа под председательством замминистра, создан центр ежедневного мониторинга для сбора всех актуальных данных, принято решение о введении в портах регионов (в том числе в порту Корсакова) дополнительных сил для разгрузки в пиковые периоды.
— Инициировано решение о поставке дополнительных судов на линию, при возможности. Ну, такая возможность вот появилась, закончена навигация на Чукотку и судно Fesco дополнительное перейдет на линию на Сахалин, — сказал Спиченко.
С 29 октября по 10 ноября было обработано девять судов. В порт Корсаков доставлено 2245 TEU, из них 123 с социально значимым грузом. Под погрузкой находится дополнительное судно, это еще плюс 420 TEU. При улучшении погодных условий во Владивостоке и Корсакове судно будет отправлено и принято.
На линии работают четыре судоходные компании: Fesco (перевозит больше всех грузов — 40%), Sasco, Дальневосточная логистическая компания и Камчатское морское пароходство. Всего с учетом дополнительного судна для перевозок на Сахалин задействовано восемь судов. Загрузка на каждом — от 250 до 400 TEU.
Грузополучателям, которые ждут свой товар на Сахалине, Спиченко рекомендует не забывать, что есть еще паромная переправа Ванино — Холмск.
Загрузка там сейчас — около 50 вагонов, которые стоят в ожидании отправки, и 29 автомобилей. Это примерно половина от емкости, которую может перевозить паром.
Сахалинский минтранс направил в корсаковский порт обращение по поводу введения дополнительных смен, чтобы работать круглосуточно. Этот вопрос прорабатывается. Сейчас на рейде стоят три судна, два наполовину уже обработаны и одно в ожидании обработки. Из-за погодных условий ожидается скопление грузов.
Не удалось, по мнению главы областного минтранса, добиться создания единой областной системы, в которой координировались бы планы и действия всех участников процесса. Пока все решается в ручном режиме.
— Что такое ручной режим? Нами разработана специальная форма, разосланная в органы исполнительной власти. В виде этой формы информация должна через эти органы исполнительной власти попадать в министерство транспорта, и мы в ежедневном режиме отрабатываем с той рабочей группой, которая организована Министерством транспорта Российской Федерации. На сегодня у нас 46 таких обращений. Насущные вопросы были по комбикормам, по продуктам питания, вот резина зимняя завозилась в таком режиме. Очень активно мы находимся во взаимодействии с министерством строительства, с министерством сельского хозяйства и другими органами исполнительной власти, — сказал Спиченко и призвал всех грузополучателей активно доносить до его ведомства всю актуальную информацию, в том числе и через «Бизнес.Сахалин.онлайн».
Выслушав доклад, губернатор Валерий Лимаренко спросил, какие причины привели к задержке грузов. Министру пришлось повторить (см. четвертый абзац). Со второго раза губернатор услышал. Затем он спросил, кто находится в рабочей группе, и это тоже несколько странно, ведь вопрос на сегодняшний день первостепенный и, казалось бы, глава области должен быть в курсе каждой мелочи, каждой подробности.
Валерий Лимаренко спросил зампреда ПСО Сергея Олонцева, решены ли задачи по поступлениям материалов для строителей. Решаем, ответил зампред, с этим все понятно: где, что и как.
Строительный и кормовой блоки губернатор распорядился взять под особый контроль.
Предпринимателей еще раз попросили сообщать, если у них есть проблемы с получением грузом.
— Помогать будем любому, кто обратился, — пообещал глава региона.
Важно понимать, что реальной картины того, сколько грузов скопилось на отправку из порта Владивосток, никто не знает,
считает глава ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский.
— Они дают картинку 1604 контейнеров в порту. А за портом — там поля немеряные. Порты не принимают контейнеры, появилась перегрузочная площадка, там могут быть десятки тысяч контейнеров, но они не в статистике. Мы уже в третий раз рассматриваем этот вопрос, и я помню эти «1604 контейнера», постоянно одна и та же цифра. Это как раз полный загруз площадок в порту. А что за портом, никто не говорит. Сколько они не принимают, потому что некуда принимать? Остается только догадываться о реальных масштабах, — поделился Мозолевский с корреспондентом ИА Сах.ком.