По данным ОАО «РЖД», в декабре 2015 года сетевая погрузка составила 104,2 млн т, что на 1,1% больше декабрьского результата 2014-го. Среднесуточная погрузка достигла 3,36 млн т в сутки, плановый показатель грузовой работы был превышен на 0,4 млн т (0,4%).
Вынужденная игра на понижение
Наибольшее снижение объемов погрузки в декабре 2015 года по сравнению с декабрем 2014-го отмечалось в сегментах транспортировки нефтеналивных грузов – на 22,2 млн т (-2,5%), черных металлов – на 5,9 млн т (-8,2%), металлолома – на 0,9 млн т (-33,3%), цемента – на 1,5 млн т (-9,6%), кокса – на 0,9 млн т (-13,6%).
Отметим, что негативная динамика коснулась по большей части грузов второго и третьего тарифных классов. Так, по сравнению с декабрем 2014 года объемы погрузки грузов первого тарифного класса в последнем месяце 2015-го выросли на 3,2% (1,9 млн т), второго класса – только на 0,4% (0,1 млн т) при одновременном снижении погрузки грузов третьего класса на 7,7% (0,9 млн т).
По словам заместителя генерального директора ИПЕМ Владимира Савчука, преимущественно только два вида грузов – черные металлы и нефтепродукты – приносят ОАО «РЖД» прибыль, составляя при этом всего 25% грузооборота. «Стремление к компенсации убытков за счет повышения доходов от прибыльных грузов приводит к выталкиванию грузовладельцев на автотранспорт, – констатирует он. – Поэтому проблема модернизации тарифной системы на железнодорожном транспорте назрела давно». Кстати, конкретные предложения по этому вопросу уже неоднократно озвучивал независимый эксперт Леонид Мазо. «В конкурентной сфере разумно сохранить для перевозчика верхний ценовой предел тарифного коридора, – поясняет эксперт. – Нижний предел перевозчик мог бы устанавливать самостоятельно в зависимости от объемов затрат, при этом верхний предел тарифов на перевозку экспортных грузов целесообразно связать с динамикой внешнеторговых цен».
В настоящее время эта динамика вряд ли может внушать оптимизм. Так, в 2015 г. мировые биржевые цены на нефть марки Brent (по состоянию на 23.12.2015 г.) снизились на 34,8% по сравнению с концом 2014 г., а по итогам января – ноября 2015 г. – на 45,9%. Стоимость нефти марки Urals к концу ноября 2015 г. упала на 47,9% с начала года. Отметим, что 23.12.2015 г. баррель нефти марки Brent на ICE стоил $38, а 12.01.2016 г. – $32.
По мнению отраслевых экспертов, основное влияние на снижение мировых цен на нефть оказали такие факторы, как негативные тенденции в экономике Китая, продолжавшиеся весь прошедший год, укрепление доллара США к основным мировым валютам, профицит нефти на мировом рынке при одновременном снижении доли ОПЕК в ее производстве, увеличение добычи сланцевых углеводородов в США, а также снятие запрета на экспорт сырой нефти из США. Отметим, что перевозки нефтепродуктов снижались даже несмотря на сокращение объемов транспортировки продукции трубопроводным транспортом в РФ (-1,8% в январе – октябре 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.).
Уже достаточно давно падают цены как на мировом, так и на российском рынке черных металлов (в последнем случае снижение стартовало в конце февраля 2015 г.). При этом на первых порах увеличение погрузки в данном сегменте все же присутствовало – благодаря девальвационному эффекту. Но уже во второй половине 2015 года он был исчерпан. Об этом, в частности, заявлял президент РСПП Александр Шохин, поясняя, что в 2015-м на фоне снижения цен на металлургическую продукцию доля транспортных затрат в ее стоимости, напротив, возросла, например, в цене чугуна – до 28%, стальных заготовок – до 14%.
Вице-президент по логистике ОАО «НЛМК» Сергей Лихарев также указывал, что цены на металлургическую продукцию на мировых рынках в течение 2015 года упали более чем в 2 раза. «По большинству продуктов у нас маржинальность либо нулевая, либо отрицательная», – пояснял он.
Аналитик НП НСРО «Руслом.ком» Михаил Родионов в связи с этим отмечал, что из-за исчерпания эффекта девальвации рубля на фоне продолжающегося падения цен на металлургическое сырье и сталь, драйвером которого являются как сокращение спроса, так и стремление «большой железорудной тройки» (Vale, BHP Billiton и Rio Tinto) максимально монополизировать мировой рынок, экспорт металлургического сырья утратил привлекательность. «Влияние указанных факторов поставило металлургов буквально на грань выживания», – заключал эксперт.
Тяжелая ситуация сложилась и в сегменте перевозок цемента. Объясняется она довольно просто. Согласно данным Росстата, объем произведенного в РФ цемента в ноябре 2015 года составил 3,8 млн т. Это на 34,9% меньше, чем в предыдущем месяце, и самый низкий результат за последние 6 лет. По оценкам экспертов портала Бетон.ру, в период с октября по декабрь всегда наблюдается резкое падение производства (а соответственно, и перевозок) цемента, но обычно оно не выходит за 20–25%. Так, в 2014 г. снижение производства составило 25,1%, в 2013 г. – 19,3%, а в 2012 г. – 26%. «Можно констатировать, что в 2015 году мы наблюдаем очень серьезное падение производства одного из главнейших строительных материалов», – делают вывод эксперты.
Где наблюдался рост
По данным ОАО «РЖД», наибольшее увеличение погрузки в декабре 2015 года по отношению к аналогичному периоду 2014-го было достигнуто в сегменте каменного угля, где рост составил 5% (до 30,3 млн т), удобрений – 13,6% (до 4,7 млн т), железной руды – 2,9% (до 9,2 млн т), цветной руды – 12,4% (до 1,7 млн т), лесных грузов – 5,3% (до 3,6 млн т).
Согласно оценкам отраслевых экспертов, российские угледобывающие компании в 2015 году существенно не меняли структуру продаж угля.
Мировой рынок остался приоритетным направлением реализации российского угля. Вместе с тем в сложившейся макроэкономической ситуации фактором, стимулирующим рост российских экспортных поставок угля на фоне относительно низких мировых цен, стала девальвация рубля, способствующая росту доходов от экспорта в рублевом эквиваленте. Так, согласно данным Citigroup, за счет ослабления рубля повысилась конкурентоспособность российских экспортных поставок по отношению к поставкам угля из Австралии и Северной Америки. В то же время значительного преимущества российских компаний перед конкурентами не ожидается из-за неблагоприятной конъюнктуры мирового угольного рынка.
Успехи в перевозках минеральных удобрений напрямую связаны с продолжающимся пока ростом их производства в России. Напомним, что, по данным Росстата, в 2014 г. оно выросло на 6,3% в годовом исчислении, в январе – ноябре 2015 г. – на 0,2% к аналогичному периоду 2014 г.
Незначительную, но все же положительную динамику сохранили и перевозки строительных грузов. В декабре 2015-го на сети погрузили 9,3 млн т стройгрузов, что на 0,9% больше, чем годом ранее. Отраслевые эксперты констатируют, что основными сдерживающими факторами производства строительных материалов являются нестабильность и неопределенность перспектив развития строительного комплекса, базирующегося на градостроительной политике и территориальном развитии регионов и федеральных округов, а также недостаточная инвестиционная активность в отрасли. Так, объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в 2014 г. сократился на 4,5% по отношению к уровню 2013 г. В январе – ноябре 2015 г. данный показатель снизился на 9,9% в годовом исчислении.
В то же время показатели погрузки щебня (а это порядка 85 – 90% в структуре перевозок стройгрузов) продолжали снижаться. Согласно оценкам портала Бетон.ру, по итогам декабря 2015 года потребители получили 8,1 млн т щебня, доставленного по железной дороге, что является худшим результатом за последние 4 года. Это меньше на 6,6%, чем за тот же период 2014 г., на 10%, чем в декабре 2013 г., и на 18,8% , чем в 2012 г. «По сравнению с ноябрем 2015 г. отмечено снижение потребления щебня на 11,4%, – подсчитали эксперты Бетон.ру. – Однако для ноября – декабря это вполне нормальный результат. Так, в 2014 году в этот период было зафиксировано снижение потребления щебня на 9,5%, в 2013 г. – на 25,2%, а в 2012 г. – на 19,6%».
В целом по итогам работы в 2015 году сетевая погрузка составила 1214,5 млн т при среднесуточной погрузке 3327,3 тыс. т. В ОАО «РЖД» отмечают, что данный результат превысил план на 8 млн т (0,7%), но ниже параметров 2014-го на 12,5 млн т (1%).