Дешевле вдвое
Неожиданный интерес к казахстанскому бензину и газу со стороны жителей приграничного региона РФ на таможенном посту «Жайсан» заметили пару месяцев назад. Недалеко от поста со стороны Актюбинской области построили новую автозаправочную станцию. Дальнобойщики рассказывают, что топливо на заправке раскупают быстро, но не только водители большегрузного транспорта, жители региона, но и гости из соседнего государства.
«На этой заправке часто заканчивается дизельное топливо. Недавно приехал очередной бензовоз, появилось дизельное топливо. Спрос большой. У вас топливо в два раза дешевле», – рассказывает «Курсиву» дальнобойщик Виктор Гмырочкин.
Автовладельцы из Оренбургской области говорят, что, находясь в Казахстане, обязательно стараются залить полный бак. Но есть и те, кто специально пересекает границу, чтобы заправиться казахстанским топливом. Некоторые жители приграничного Акбулакского района Оренбургской области ради экономии на бензине приезжают заправлять автомобили в приграничный Мартукский район Актюбинской области два-три раза в неделю, сообщает News.ati.su.
«Еду из Байконура в отпуск в Россию. Знаю, что в Казахстане бензин вдвое дешевле. И мне очень нравится, что у вас на всех трассах разница в цене примерно 1-2 тенге. Я так понимаю, государство контролирует это. А в России в апреле была одна цена на ГСМ, сейчас еще дороже, и разброс цен ощутимый», – делится с «Курсивом» жительница города Байконура Александра Ивлева.
По данным областного управления предпринимательства Актюбинской области, средняя цена на бензин марки АИ-95 в области составляет 149 тенге за литр, в Оренбургской области – 41,79 рублей, или 252,8 тенге. То есть топливо дешевле почти на 100 тенге. Сжиженный газ в Актобе стоит 53 тенге, в Оренбурге – 24,19 рубля, или 146,3 тенге за литр. При заправке полного бака экономия становится ощутимой, говорят автовладельцы.
Выстоять очередь
Однако чтобы сэкономить на топливе, приходится запастись терпением и выстоять очередь на границе. В летний период пассажиропоток на пограничном пункте «Жайсан» увеличивается.
И если владельцам легкового транспорта в очереди в пункте пропуска приходится стоять два-три часа, то водителям большегрузного транспорта – до 20 часов.
В том, что жители приграничных населенных пунктов Оренбургской области приобретают бензин, сжиженный газ и дизельное топливо в Актюбинской области, нет ничего удивительного, говорят специалисты областного управления предпринимательства. Законодательно это не запрещено, к тому же увезти россияне могут только то, что поместится в топливный бак. Поэтому к дефициту топлива повышенный интерес со стороны соседей не приведет, уверены в ведомстве.
«Это потребительский объем, который они в машину заправляют. В основном это жители близлежащих к границе районов. Большого оттока топлива нет. В канистрах вывозить нельзя. В них даже АЗС по технике безопасности не имеют права отпускать бензин. Запретить им заправляться мы не можем, мы приграничный район», – говорит в комментариях «Курсиву» руководитель отдела торговли областного управления предпринимательства Майя Бименова, отмечая, что, несмотря на высокий спрос, топливо в больших объемах с территории Актюбинской области не вывозится.
К слову, на июль Актюбинской области выделено свыше 11 тыс. тонн бензина марки АИ-92, 13,5 тыс. тонн дизельного топлива. Это полностью покрывает потребность региона в ГСМ. В этих объемах заложено и потребление топлива транзитным автотранспортом. Кроме того, регулярно остаются запасы с прошлого месяца.
Недоступная граница
Что касается очередей на границе, то ситуация эта повторяется ежегодно в летний период. На проблему обращают внимание и рядовые жители, и предприниматели, нацеленные на приграничное сотрудничество. Эту тему обсудили на очередной квест-сессии с участием представителей российского бизнеса. Инициатором проведения мероприятия стала РПП «Атамекен».
«При переходе государственной границы бывают проблемы. Очень сложно перейти как с нашей стороны, так и со стороны России.
Между тем предприниматели везут скоропортящиеся продукты, и они не могут долго стоять в очередях», – отметил заместитель руководителя РПП «Атамекен» по правовым вопросам Руслан Куйшинов.
Предприниматели и дальнобойщики связывают очереди на границе с низкой пропускной способностью пограничных пунктов. Причем больше претензий возникает к российской стороне. Если со стороны Актюбинской области на посту четыре полосы для пограничного досмотра транспорта, то с Оренбургской – всего две.
«Со стороны Казахстана полосы для движения транспорта более подготовлены, с российской – в два ряда все едут, и затор образуется. Здесь пройдем, а там все сойдемся в одном «бутылочном горлышке», – говорит житель РФ Амангельды Даутов.
Как сообщили «Курсиву» в РПП «Атамекен», специалисты уже обратились в правительство с предложением увеличить количество полос для пограничного контроля с четырех до шести. Такие же действия предприняла и российская сторона.