Организаторы автобусных перевозок в Петербурге пожаловались на китайских поставщиков запчастей для пассажирского транспорта.
Как сообщили участники рынка в ходе заседания постоянной комиссии городского Заксобрания по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, проблемы есть не только со сроками поставок ключевых комплектующих, но и с проведением платежей в китайских банках. Это приводит к простою и, как следствие, жалобам пассажиров на нехватку транспорта на маршрутах.
«Одни и те же поломки»
Сейчас на рынке пассажирского автотранспорта в Петербурге работают три российских производителя и один белорусский, однако, несмотря на русские названия, некоторые составляющие этой техники по-прежнему изготавливаются за рубежом. По словам гендиректора Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Пассажиравтотранс» Андрея Лызина, после ухода европейских поставщиков российские производители и организаторы перевозок начали заказывать коробки передач и мосты для низкопольного транспорта в Китае. С тех пор, по словам эксперта, эти комплектующие стали чаще выходить из строя, а их ремонт существенно усложнился, из-за чего перевозчики вынуждены отправлять сломавшийся транспорт в простой.
«Во-первых, китайские производители, которые пришли на замену, уступают по качеству. К примеру, раньше коэффициент технической готовности новой машины был 0,92-0,95, сегодня он составляет 0,8 и это еще хорошо, потому что в зависимости от производителя он может составить 0,72», — рассказывает эксперт. Он указывает, что в городе было проведено глобальное обновление транспортного блока, но агрегаты и персонал остались прежними. «И какой бы производитель не выпускал автобусы, фактически мы сталкиваемся с тем, что выходит из строя коробка и возникают проблемы с двигателем», — говорит Лызин. При этом состав квалифицированных специалистов, по его словам, из года в год не меняется и все они «ремонтируют одну и ту же поломку».
Китай возвращает платежи
Начальник отдела технической политики управления закупок и технической политики комитета по транспорту Алексей Юдин признает, что запчасти китайских поставщиков уступают по качеству европейским. Более того, агрегаторы перевозок не могут устранить возникающие поломки быстро — сроки поставок запчастей из Китая растягиваются из-за логистических сложностей и проблем с платежами, объясняют эксперты.
«С января по середину марта мы не могли оплатить крупные партии поставок — платежи просто не проходили. Некоторые партии, которые были заказаны еще в феврале, до сих пор не пришли. Мы только ожидаем эти поставки, потому что идут возвраты платежей, хотя мы открыли счета уже во всех банках. Платежи все равно не проходят или проходят с задержкой от полутора до 2 месяцев», — рассказывает операционный директор ООО «Вест-Сервис» Роман Юренев.
«Не из чего платить»
Усугубляет положение компаний дефицит кадров. По словам заместителя гендиректора по перевозкам АО «Третий парк» Антона Вальшина, в Петербурге недобор штата на рынке перевозок достигает порядка 300 человек — около 10%. При этом средняя зарплата в отрасли составляет 80-85 тыс. руб. Аналогичную проблему фиксирует Роман Юренев — в компании «Вест-Сервис», согласно его данным, сейчас не хватает около 400 водителей. При этом средний уровень заработной платы, по его словам, был увеличен до 95-100 тыс. руб. Однако рост окладов ограничен условиями контракта.
«Если мы сейчас увеличим зарплату, то нам ее просто не из чего будет платить», — поясняет он.
Юренев объясняет дефицит кадров неконкурентной зарплатой. К примеру, курьеры получают до 200 тыс. руб., но при этом не несут такой ответственности, как водители автобусов, подчеркнул эксперт. Кроме того, согласно его данным, в Петербург перестали приезжать работники из регионов, так как в других городах фиксируют аналогичный рост зарплат.
Слово производителей
Производители тем временем делятся более позитивными прогнозами. Как говорит заместитель гендиректора ОАО «МАЗ» (управляющая компания холдинга «Белавтомаз») Андрей Завгородний, переход на другую компонентную базу сильно ударил по заводам, но ситуация, по его оценке, стабилизируется.
«Производители ищут выходы. Сейчас идет доработка конструкций, разрабатывается программное обеспечение — раз в месяц выходит новая прошивка, которая позволяет в какой-то мере улучшить работу агрегата. Также мы пытаемся решить проблему с помощью развития сервиса», — рассказал эксперт. По словам главного представителя ОАО «МАЗ» по пассажирской и грузовой технике в Петербурге и Ленинградской области Федора Бутко, в ближайшее время компания планирует создать центр технической поддержки и сервиса.
«Эта тема сейчас обсуждается в Петербурге на уровне глав двух государств. Пока мы в поиске земельного участка, дальше мы будем строить сервисную станцию, где будут постоянно присутствовать технические специалисты завода», — говорит Бутко. По его словам, сервисный центр может появиться в районе Пулково.
Масштабными планами также поделился КАМАЗ. Как отметил советник генерального директора компании Олег Моисеев, в ближайшее время компания планирует начать устанавливать в пассажирскую технику коробки передач и мосты собственного производства.
Пока импортозамещение в процессе проработки, производители и перевозчики по-прежнему нуждаются в запчастях и рабочих кадрах. По словам депутата и председателя комиссии Алексея Цивилева, для сокращения сроков поставок из Китая комиссия предложит Заксобранию создать дополнительные дилерские центры в Петербурге, а также порекомендует городскому Комитету по транспорту увеличить статью расходов бюджета на 2025 год на повышение профессиональной подготовки специалистов транспортной отрасли. Кроме того, Цивилев планирует подготовить письмо на имя вице-губернатора Алексея Корабельникова с просьбой рассмотреть возможность выделения средств из городского бюджета на повышение заработной платы водителей общественного транспорта.
РБК