В арбитражных судах России вновь рассматриваются дела о краже грузов с участием белорусских компаний. Участником двух разбирательств стал страховщик из Беларуси. О проблемах с профессиональной оценкой рисков страховыми компаниями порталу грузоперевозок Transinfo рассказал заместитель директора ООО «КОНТРОЛЬ РИСКОВ» Алексей Кожевников:
— Страховые компании, предлагающие свои услуги на рынке грузоперевозок, совершенно поверхностно относятся к оценке рисков, руководствуясь только экономическим расчетом — сбором страховых премий. Страхование грузов или ответственности перевозчиков зачастую сводится к обмену документами. Реальная проверка рисков не проводится: мы видим это в решениях арбитражных судов по всей России.
Несмотря на все заверения на конференциях и встречах между страховыми компаниями на тему безопасности грузоперевозок и борьбы с мошенничеством кроме лозунгов «С мошенничеством надо бороться! Бороться постоянно!» мы не видим изменения реальной ситуации.
Груз украден: признаем договор страхования недействительным
Проверка страховщиков — эта та часть цепочки договоров, где деятельность похитителей грузов должна быть раскрыта. На практике — это одно из самых простых звеньев обмана, которые плетут злоумышленники.
Страховая компания «ЭРГО» из Беларуси подала в суд заявление о признании договора страхования недействительным и с помощью своей юридической службы добилась желаемого результата — договор страхования гражданской ответственности перевозчика признан недействительным. Информация об этом содержится в решении Арбитражного суда Смоленской области А62-5294/2017.
В августе 2016 года страховая компания «ЭРГО» и индивидуальный предприниматель из Смоленска заключили договор добровольного страхования гражданской ответственности перевозчика. Среди прочего был застрахован седельный тягач RENAULT PREMIUM DXI и тентованный полуприцеп SAMRO. В адрес страховой компании были высланы копии свидетельств о регистрации транспортных средств.
Уже в ноябре застрахованные тягач и полуприцеп оказались в поле зрения местной полиции. Сотрудники МВД проводили проверку по факту хищения груза сантехники на территории Германии с участием данного индивидуального предпринимателя.
Оказалось, что такой индивидуальный предприниматель не находится и никогда не находился по указанному юридическому адресу. Ни тягач, ни полуприцеп не зарегистрирован, свидетельство о регистрации не выдавалось, транспортные средства с соответствующими VIN-кодами не значатся. Вопрос, повисший в воздухе: а что страховали?
Ситуацию страховщик оценил мгновенно. Выплачивать страховое возмещение не выгодно, поэтому было решено подать заявление о признании договора страхования недействительным. Так как индивидуальный предприниматель из Смоленска подал заведомо ложные сведения при заключении договора, суд согласился с заявлением и признал договор недействительным. На этом казалось все? Однако есть убытки, которые понесут грузовладельцы.
Чем руководствовался страховщик, заключая договор с перевозчиком, который изначально представлял ложные документы для заключения договора? Куда смотрела служба безопасности страховой компании? Каким образом мошенники обхитрили всех специалистов, отвечающих за снижение рисковой части?
Зная методику работы страховой компании по заключению договоров страхования гражданской ответственности перевозчика, мошенники смогли без особых сложностей получить страховку и еще больше замаскировать свою преступную деятельность. А ведь ситуацию можно было предотвратить уже на этапе получения страховки, если бы «бумажки» предоставленные предпринимателем из Смоленска были проверены в реальности.
Ситуация, к сожалению, не единичная. Портал грузоперевозок Transinfo уже писал про факт кражи груза стоимостью 270 000 евро. Тогда не удел остались службы безопасности двух страховых компаний.
2018 год и все те же проблемы
Закончился первый квартал 2018 года, а на сайте арбитражного суда Москвы опубликовано уже очередное решение А40-17510/17-131-193 с участием белорусского страховщика. В качестве третьего лица по делу о хищении груза стоимостью 237 000 евро привлечена страховая компания «ЭРГО».
В этот раз среди участников разбирательства уже нет индивидуальных предпринимателей, но итог остается тем же: из польского города Лешно до российского Тольятти груз так и не прибыл. В этот раз мошенникам удалось обхитрить две экспедиторские компании, грузополучателя и всё тех же страховщиков.
По CMR-накладной экспедитор «Вельц Брест» принял к перевозке груз «Переключающие устройства» 10 коробок оценочной стоимостью 228 544 евро. Груз перевозился в адрес получателя ООО «Тольяттинский Трансформатор». Через два дня после погрузки экспедитор из Бреста уведомляет экспедитора из России «Инстар Лоджистикс» о потере связи с перевозчиком. До настоящего времени груз не доставлен в место назначения.
«Тольяттинский Трансформатор» запустил обратную цепочку по возмещению убытков. Сначала грузовладелец взыскал через суд с российского экспедитора стоимость утраченного груза. А в 2018 году уже «Инстар Лоджистикс» добился решения суда о взыскании этой суммы с белорусского экспедитора «Вельц Брест».
Как принимался груз, где был в это время так называемый экспедитор, откуда взяли информацию о транспортном средстве, как оценивались риски страховой компанией? Неужели нести такие убытки выгоднее, чем работать в строгом соответствии с законодательством и делать? Кто заплатит за пропажу и будет ли убытки возмещать страховая компания, решит суд и профессионализм юристов.
— При подобной организации доставки грузов и поверхностной оценки рисков со стороны страховых компаний эпизоды, связанные с хищениями грузов будут только увеличиваться каждый год. Перекладывать всю ответственность на службу безопасности страховых компаний — значит усугублять ситуацию. Часто разобраться в системе договоров, которую выстроили юристы, бухгалтера предприятий не могут даже опытные специалисты. Однако формальные проверки не способствуют оздоровлению ситуации.
Главный метод борьбы, который предотвратит подобные эпизоды, эта слаженная и четкая работа всех служб компании, не допускающая подмены терминов и понятий. Совместные действия участников сделок, страховых компаний, правоохранительных органов могли бы значительно снизить риски. Однако пока предпосылок для изменения ситуации в обозримом будущем мы не наблюдаем, — резюмировал Алексей Кожевников.