Финансирование строительства автодороги М-12, входящей в федеральный проект «Европа — Западный Китай», оказалось недостаточным, считает Счетная палата. Объем рассчитанных ранее инвестиций в проект требует корректировки.
Объем финансирования строительства автомобильной дороги М-12, предусмотренный паспортом федерального проекта «Европа — Западный Китай» (ЕЗК), оказался недостаточным. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты.
Строительство трассы осуществляется госкомпанией «Автодор». Хотя сметная стоимость проекта составляет 912,2 млрд руб., финансирование, согласно паспорту ЕЗК, предоставлено на уровне 587,5 млрд руб. (482 млрд руб. за счет федерального бюджета, 105,5 млрд руб. — внебюджетные источники). По состоянию на 1 октября 2023 года на реализацию М-12 из бюджета израсходовано почти 517 млрд руб., в том числе за девять месяцев того же года — 30 млрд руб., что соответствует 100% годового объема финансирования, который предусмотрен сводной бюджетной росписью, указано в отчете СП.
Отмечается, что в связи с отсутствием средств не определены и сроки работ по расширению до четырех полос федеральных автодорог общей протяженностью 642 км, по доведению транспортной нагрузки до 11,5 т на ось на дорогах протяженностью 182,6 км.
С учетом этого СП предложила Минтрансу до 1 июля этого года проработать вопрос корректировки объема инвестиций на саму М-12 и на обход Тольятти, а также результатов реализации проекта.
РБК направил запрос в пресс-службу Минтранса.
Счетная палата также установила «риски причинения материального ущерба» из-за ошибок в составлении сметной документации на строительно-монтажные работы. Это привело к завышенной стоимости приемки и оплаты работ по транспортировке материалов по договорам на проектирование и реализацию М-12. Выяснилось и то, что контроль за «уникальными объектами» автодороги осуществляет ООО «Автодор-Инжиниринг», которое не обладает компетенциями для строительства таких объектов.
Что такое М-12
М-12 относится к международному транспортному маршруту «Европа — Западный Китай», трасса должна соединить Москву и Тюмень, сейчас она проходит по территории Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Чувашии и Татарстана. Протяженность автодороги составляет 811 км, 47,52 км из которых — платные участки. Разрешенная скорость — 110 км/ч, однако на некоторых участках возможно повышать скорость до 120–140 км/ч, говорил вице-премьер Марат Хуснуллин.
В рамках мероприятий по строительству М-12 выделены девять этапов их реализации (с нулевого по восьмой этап), плановые сроки ввода в эксплуатацию объекта: в 2022 году — 106,8 км, в 2023 году — 184,7 км, в 2024 году — 518,8 км. Также в рамках ЕЗК предусмотрено строительство обхода Тольятти с мостовым переходом через Волгу протяженностью 99,3 км с вводом в эксплуатацию в 2024 году.
Пока М-12 отстроена только до Казани, позволяя добраться туда из Москвы за шесть с половиной часов. В ноябре 2023 года председатель правительства Михаил Мишустин подписал постановление о продлении трассы до Тюмени — оно будет реализовано в основном за счет реконструкции уже существующей инфраструктуры, завершить проект планировалось в 2024 году.
Согласно постановлению правительства, трассу удлинят за счет включения в ее состав участка автодороги М-7 «Волга» Казань — Дюртюли. Кроме того, в состав М-12 войдут строящийся участок Дюртюли — Ачит, участок Ачит — Екатеринбург автомобильной дороги Р-242 Пермь — Екатеринбург, а также автомобильная дорога Р-351 Екатеринбург — Тюмень.
На действующей трассе работают 18 многофункциональных зон (МФЗ) с парковками, АЗС, кафе, спортивные и детские площадки, места для выгула домашних животных, инфраструктура для автобусов, душевые и прачечные. Впоследствии планируется 32 МФЗ.
РБК