Обязательная электронная ветеринарная сертификация (ЭВС) в отношении расширенного перечня молочной продукции стартует с 1 ноября 2019 года. В связи с этим глава АКОРТ Сергей Беляков направил письмо вице-премьеру Константину Чуйченко. Лейтмотив письма – неготовность бизнеса к внедрению ЭВС. ПРОВЭД-МЕДИА узнал позицию Россельхознадзора о запуске работы ФГИС «Меркурий», о сроках её внедрения и влиянии на бизнес.
Денежный вопрос
Один из главных аргументов бизнеса в пользу переноса внедрения ЭВС на более поздний срок – высокая стоимость подготовки. Оборудование, обучение персонала, форс-мажорные ситуации – всё это обходится дорого, тем более, что одновременно реализуется эксперимент по маркировке молочной продукции контрольно-идентификационными знаками (система «Честный знак»).
Но представители Россельхознадзора уверены, что важность этого фактора сильно преувеличена: для применения «Меркурия» достаточно лишь компьютера и выхода в интернет, а все документы оформляются бесплатно. Кроме того, по информации Россельхознадзора, ряд крупных компаний принимает решение интегрировать свои системы учёта продукции с ФГИС «Меркурий». Сумма вложений и операционных расходов при этом не превышает 0,1% от стоимости сертифицируемого товара.
— Маркируют же уже готовый продукт, то есть на каждую потребительскую упаковку должен наносится некий знак. Соответственно, компании должны приобрести специфическое дорогостоящее оборудование. Как это может повлиять на небольшие предприятия, неизвестно, — считают в Россельхознадзоре.
Дублирование функций
Ещё один аргумент АКОРТ – невозможность работать сразу в двух системах (маркировка товаров КИЗ и ЭВС), которые, к тому же, дублируют функции друг друга. Принимать во внимание этот фактор в Россельхознадзоре так же не считают правильным. Как утверждают представители ведомства, ФГИС «Меркурий» интегрирован более чем с 35 тысячами внешних информационных систем, в том числе с системами Белоруссии, Новой Зеландии и Чили.
— Технических препятствий для интеграции ФГИС «Меркурий» с системой маркировки нет. Нашими специалистами разработан стандартный шлюз для обмена информации, — сообщили в ведомстве.
Тем не менее, конкретный механизм по устранению дублирующихся функций пока не определён.
Есть разница
В АКОРТ считают, что ЭВС готовой молочной продукции не имеет смысла, поскольку продукты уже не несут ветеринарных рисков, а ингредиенты неживотного происхождения в системе не учитываются. В Россельхознадзоре не согласны и с этим аргументом: даже готовая молочная продукция, пояснили в ведомстве, может нести в себе ветеринарные риски, в частности, в ней могут быть остаточные количества антибиотиков, которые, накапливаясь в организме человека, наносят ему существенный вред.
Россельхознадзор утверждает, что из двух систем (маркировки товаров КИЗ и ЭВС), только ЭВС позволяет проследить товар от поля до прилавка. Система показывает всё: от лекарств, которыми лечили животное, до места назначения готового продукта. Благодаря этому ведомство выявляет фальсифицированную и небезопасную продукцию, а также предприятия-фантомы и факты подделок ветеринарных документов. Учитывая, что по данным Россельхознадзора в 2018 году из общего объёма исследованной молочной продукции 21,6% были фальсифицированы, «Меркурий» становится эффективным инструментом для решения проблем с наличием некачественной продукции на рынке.
Перенос не оправдан
Россельхознадзор представил свои аргументы против переноса срока начала ЭВС: система важна для безопасности рынка молочной продукции, дублирование функций с системой маркировки молочной продукции КИЗ не критично, а стоимость электронной сертификации для других категорий товаров, по данным Россельхознадзора, не привела к уходу с рынка небольших игроков.
— ЭВС официально начала действовать в стране более года назад. Электронной сертификации на сегодняшний день подлежит мясная, рыбная продукция, сыры, мёд и многие другие товары, которые производятся как крупными, так и небольшими компаниями. Ни об одном случае закрытия таких предприятий по причине внедрения ЭВС Россельхознадзору неизвестно, — сообщили представители службы.
В ведомстве не считают оправданным перенос срока и уверены, что срок, который был предоставлен компаниям в 2018 году, был «более чем достаточным» для обучения работе в системе сотрудников и завершения всех интеграционных процессов.