Первый заместитель руководителя Федеральной таможеной службы России Руслан Давыдов заявил о технической готовности таможенной и налоговой служб к проведению эксперимента по документарной прослеживаемости. Соответствующее постановление правительства в настоящий момент проходит оценку регулирующего воздействия. Предполагается, что основным оператором системы будет ФНС, сообщает ПРОВЭД.
«Мы уже передаем в налоговую службу информацию по всем таможенным декларациям на ввоз и по всем фактам вывоза, по всем транзитным декларациям. Когда было принято решение о переподчинении ФТС России Минфину, то предполагалось, что это позволит создать единый механизм администрирования налоговых, таможенных и иных платежей. Система прослеживаемости – базовый элемент этого единого механизма», рассказал Руслан Давыдов в интервью «Коммерсанту».
При этом, базы остаются в обоих ведомствах. В случае выявления налоговой службой разрывов в цепочках перепродажи товаров начнется проверка. ФТС формирует свои профили риска на компании, которые причастны к сомнительным сделкам. Система управления рисками в оперативном режиме уже адаптирована к этой.
«В перспективе предполагается создание полностью автоматизированной системы – лет через десять, наверное. Мир идет к практически полной прозрачности, и рано или поздно мы придем к точке, когда не будет деклараций на товар, будет транзакционный контроль. Участники торговли, экономические агенты будут поставлять в единую государственную систему некие данные по установленным форматам и позициям, а она будет начислять платежи, списывать, администрировать их – и в принципе компании и государство будут контактировать только в том случае, если есть расхождения сведений», считает Руслан Давыдов.
По мнению чиновника, маркировка – это нагрузка на бизнес, документарная прослеживаемость дешевле и легче: компаниям достаточно доработать систему бухгалтерской отчетности, которая делала бы выгрузки в налоговую, и внедрить дополнительный учет. Поэтому для маркировки выбираются такие товары, где ее стоимость несопоставима с ценой товара.
Поэтому системы маркировки активно внедряют отдельные крупные транснациональные корпорации – к примеру, производители табачных изделий, ритейл. Это позволяет им бороться с контрафактом и минимизировать нецелевые расходы. Важна заинтересованность бизнеса обмениваться информацией. Зачастую компании не готовы ею делиться, пока такое требование четко не прописано в законе. Например, по новым правилам Таможенного кодекса ЕАЭС зарегистрировано всего лишь 18 компаний как уполномоченных экономических операторов. Основной причиной нежелания компаний получать такой статус является условие обеспечить удаленный доступ к системе учета движения товаров. Поэтому 185 УЭО работают пока по старым правилам.
При этом, девять тысяч компаний отнесены к категории низкого уровня риска – они никакого обеспечения для этого статуса не вносят, никаких гарантий не дают, при этом пользуются упрощениями не хуже, чем любой оператор.
«У нас, на мой взгляд, получился определенный перекос в сторону категорирования компаний: они практически сравнялись по статусу с уполномоченными операторами, хотя особо не напрягались, тогда как в любой стране мира получить статус уполномоченного оператора непросто – такие компании находятся под постоянным контролем и за это фактически освобождаются от декларирования. Если такой оператор попался на нарушении – он теряет этот статус, и восстановить его крайне трудно. У нас же, чтобы попасть в группу низкого риска, компании либо проходят через ведомственное категорирование, либо это происходит автоматически, на основе обрабатываемых данных».
В связи с этим ФТС уже поставила вопрос о переходе от категорирования участников ВЭД к категорированию товаров, когда уровень риска участника ВЭД уже не будет влиять на применение к нему «зеленого коридора». Напомним, что по данным ФТС 38% всех проведенных в 2018 году таможенных проверок пришлось на компании с низким уровнем риска. При этом, на них же пришлось 37% доначисленных по результатам пост-контроля платежей, 36% возбужденных уголовных дел и 15% уголовных дел.