Выставка Transrussia, прошедшая в МВЦ «Крокус-Экспо» с 18 по 20
апреля, стала одним из масштабных событий транспортного мира. У входа на
выставку развевались флаги стран компаний — участников выставки. На двух
высоких флаг-штоках над ними возвышались флаги крайних «точек» евроазиатского
экономического пространства: России и Китая.
Выставочный павильон
«Крокус» на 65 тысяч квадратных метрах разместил всех участников и гостей
выставки. Развернули свои стенды более 300 крупнейших представителей
транспортного бизнеса для более 13 тысяч посетителей. Представлены
транспортники почти из всех стран СНГ. Представители транспортных и
экспедиционных компаний, трейдеры предлагали участникам свое партнерство и
имели возможность в неофициальной обстановке заключать договоры, обсуждать
нюансы сотрудничества. Видное место на выставке заняли гости из
азиатско-тихоокеанского региона, а также стран Старого Света, в том числе стран
Балтии. Широко были представлены компании из Казахстана, России и Республики
Беларусь. Выставку посетил корреспондент Transinfonews.
Тёплым приемом в Москве
ознаменовалась прохладная весна. Встреча была организована на высшем уровне. Не
потеряться в мире транспортной выставки помогла интуитивно понятная карта
расположения. Например, портовые,
судоходные и контейнерные компании объединяли стенды в виде импровизированных
оригинально оформленных портов. Места занимали согласно географии перевозок.
Так, на одном участке с Санкт-Петербургским портом располагался порт Бронка,
экспедиции и перевозчики стран Балтии. В другой же части, по соседству с
российским дальневосточным портом, располагались японские, корейские и
китайские стенды, представляющие порты, авиаперевозчиков и железнодорожников.
Относительно
немногочисленные наши соотечественники заняли видные места: у входа в левое
крыло разместились члены БАМАП, автомобильные, мультимодальные таможенные
логистические компании, крупнейшие международные перевозчики республики. Как
будто символизируя собой вход в Европу. Там же, с небольшим отрывом,
расположились члены центра «БАМЭ-экспедитор». Транспортная отрасль Республики
Беларусь стала важным транзитным звеном в мировом товаропотоке между Востоком и
Западом в ЕАЭС. Качество наших дорог давно оценили как европейские, так и
российские перевозчики. Но не транзитом единым жива отрасль. Большинство наших
перевозчиков трудятся в международном направлении. ЕАЭС дает шанс выйти на
мировой рынок перевозок. Аккуратность и вежливость, оптимальное соотношение цены
и качества, широкий спектр предоставляемых услуг стали визитной карточкой
нашего перевозчика.
– Мы сделали общий стенд специально для того, чтобы белорусские
перевозчики-члены БАМАП имели возможность продвинуть свои услуги еще дальше
на международный рынок, – рассказывает начальник
управления по работе с организациями Минского региона и книжками МДП Александр
Потапенко. – Надеюсь, качество услуг
наших перевозчиков, оценят не только в Европе, но и в Азии.
Другая часть
представителей Республики Беларусь разместились в левой части главного зала.
Роскошный стенд представила отечественная «Беларуская Чыгунка», на котором
размещались представители компании-партнера «БЧ»: «Белинтертранс», а также ОАО «Белмагистральавтотранс»,
«Traneks LTD»,
«Белтаможсервис» и некоторые другие компании. Эта часть выставки привлекла внимание всех посетителей оригинальным
перформансом, устроенным творческим коллективом ДК Железнодорожников ансамбля
белорусской песни «Церніца». Посмотреть и даже заснять на свои гаджеты такое
зрелище сбежались гости с востока и Поднебесной, которых было едва не столько
же, сколько представителей хозяев выставки, Российской Федерации. Также
слушателей порадовал небольшой гостинец от наших железнодорожников.
В свете изменений рынка
китайские партнеры активно финансируют транспортную отрасль, осваивают рынок. Китайский капитал уже присутствует в обслуживании
товаропотока как из портов, так и по суше, который идет в Европу в полтора раза
быстрее. Кроме того, в свете меняющейся конъюнктуры строительство
транскаспийского торгового пути, увеличение объема авиаперевозок стали
приоритетными направлениями для Китая. Прежде всего, это означает снижение
стоимости логистики для китайских товаров.
Китайские менеджеры
активно привлекали посетителей к сотрудничеству, узнавали максимум информации о
компаниях и рассказывали о своей деятельности и о своих партнерах. Одним из
самых крупных стендов был порт Далянь, который известен во всем мире. По
соседству расположились российские партнеры китайцев.
По сравнению с такой
экспансией в своих планах осторожничают педантичные европейцы. Впрочем, вскоре
крупнейшему европейскому производителю, аккумулирующему у себя львиную долю промышленного
потенциала и, соответственно, европейских перевозчиков, Германии – придется
активно конкурировать с товаропотоками пришельцев с востока: китайскими,
корейскими, японскими и казахстанскими компаниями. Едва ли такой штурм немцы
выдержат в одиночку. Сотрудничество с Россией –
достаточно необычное и в то же время необходимое для конкуренции как продукции,
так и географии перевозок.
Пока же немцы
активно продвигают на рынке юридические, страховые услуги, а также предлагают
инвестиционные проекты транспортной отрасли: не только рекомендуют себя в
качестве инвесторов, но и привлекают инвестиции в стабильный в Германии транспортный
бизнес, экономику в целом. Многие европейские транспортные компании уже давно
привлечены к содействию экономического развития новых федеральных земель.
Многие европейские перевозчики оценили преимущество и прибыльность партнерства
с компаниями из Германии, страховыми и юридическими фирмами, инвесторами. Будем
надеяться, стабильность и качество в этой сфере оценят и новые привлеченные
партнеры.
Страны Балтии
представлены были в основном в формате портов, судоходных компаний, а также
производителей, арендодателей всевозможных видов контейнеров, а также
эскпедиционных, логистических компаний, преимущественно занимающихся
контейнерными, мультимодальными перевозками, комплектацией сборных грузов,
доставкой как до склада, так от двери до двери. Заметное место занимали страны
Балтийского моря. Судя по демонстрациям на стенде, объемы перевалок и
обслуживания грузов растут с каждым годом. Впрочем, это далеко не предел,
уверяют экспоненты. В свете глобализации надо быть готовыми к новым
товаропотокам и новым рынкам, активизации конкуренции, в том числе портовых
компаний. Логистические компании стран Прибалтики представили широкий спектр
услуг: от складских и портовых до авто- и железнодорожных услуг.
В рамках выставки на
тематических конференциях был организован открытый диалог. Были рассмотрены
актуальные вопросы современной логистики, пути решения насущных проблем.
Основной проблемой была и остается проблема российских дорог. Строительство
платных дорог и система «Платон» спровоцировала широкий резонанс в этой среде.
Немало нареканий вызвали и качество приборов и несовершенство IT-решений
в системе уплаты за дороги. Однако в необходимости платных дорог не может быть
никаких сомнений.
Альтернативного пути
решения одной из главных российских проблем пока не существует.
В свете экстенсивности
масштабов ЕАЭС рынок грузоперевозок исполнен сумбура и больше напоминает базар.
Со временем ситуация стабилизируется и крупные компании поглотят мелкие либо же
наоборот, будут разделены в виде филиалов, дочерних компаний. Однако уже сейчас
ответственным шагом каждая транспортная компания вершит свою судьбу хотя бы
участием или неучастием в мировом рынке перевозок, либо выбором строго
определенного сегмента.
Видную позицию заняли
представители хозяев выставки — россияне. Помимо представленных в абсолютном
большинстве транспортно-экспедиционных компаний, развернули свои
стенды-«порты»: судоходные компании, мультимодальщики, авиа- и автоперевозчики,
железнодорожники, производители вагонов. Особое место заняли
казахстанские перевозчики, азербайджанские коллеги, монгольские, туркменские,
узбекские компании.
Остается надеяться, что
такое оптимистичное начало приведет к более тесному сотрудничеству и расширению
возможностей перевозчиков, производителей и конечные потребители продукции не
останутся внакладе.