По данным ООО «Автостат Инфо» декабрьский рынок новых легковых автомобилей (без LCV) показал значительный спад продаж на 53,1% (–147,1 тыс.) месяц к аналогичному месяцу год к году до 130,1 тыс. против –57,1% в ноябре (90,9 тыс.).
Однако, двухкратное сокращение продаж к декабрю прошлого года выглядит вполне естественно, так как концовка 2014 года выдалась просто рекордной (277 тыс.), а абсолютные продажи конца 2015 года оказались все же наибольшими за весь год, при том что действовали прежние факторы (достаточно значительная девальвация рубля на фоне падения цены нефтяного барреля, кроме того, новый подъем спроса подстегнуло начавшееся повышение цен по ряду брендов, еще не ставшее тотальным.
Соответственно иномарки показали –57,4% (–138,4 тыс.) против –59,6% в ноябре, а продажи отечественных моделей пропорционально сократились меньше – на 24,3% (–8,8 тыс.) против –42,7% в ноябре, причем новейшая Lada Vesta (1,65 тыс.) все же вошла в Топ-25 по абсолютным продажам в декабре.
На эту тему:
Авторынок пересел на секонд-хенд
УАЗ в 2015 году увеличил долю на российском рынке до 3%
Топ-5 самых продаваемых в России SUV в 2015 году
Соответственно за первый квартал падение рынка составляло –51,3%, за полугодие – 46,9%, а за три квартала –41,6%, так что даже рост спроса под самый конец года не смог исправить положение – фактически данные декабря не слишком превзошли показатели июля-августа (123-124 тыс.) и годовые показатели в отличие от декабря 2014-го не вытянули.
Оба отечественных бренда LADA и УАЗ в декабре показали снижение. Так, у LADA оно составило –24% (–7,9 тыс., но только 5,4% от объема сокращения всего рынка против 9,9% в ноябре и 21,8% в октябре) – было реализовано 25 тыс. автомобилей против 15,8 тыс. в ноябре.
Соответственно у УАЗа реализация упала на 26% (–823 ед.) до 2,34 тыс. против, соответственно, –36,4% (1,61 тыс.) в ноябре. При этом суммарная доля рынка российских брендов в декабре возросла с 13% годом ранее до 21,1%, что, прежде всего, демонстрирует ухудшение дел на рынке, который сократился именно из-за обвального падения продаж иномарок и особенно импортируемых, а не собираемых в России.
Соответственно доля рынка иномарок по декабрю сократилась с 87% до 78,9%. При этом ряд брендов фактически ушел с российского рынка, но, впрочем, ряд других, напротив, смог заметно расширить свое присутствие, т.е. в определенной степени передел российского рынка состоялся.
За полный календарный 2015 год реальные продажи новых легковых автомобилей к аналогичному периоду прошлого года сократились на 44,9% (на 1 млн 48,7 тыс.) до 1 млн 284,4 тыс.
Рынок легковых автомобилей продемонстрировал 45-процентный спад в 2015 году
Продажи иномарок по году просели, естественно, ниже рынка на –47,3% или на 921,2 тыс. до 1 млн 25,7 тыс., но их доля по годовому итогу уменьшилась не так сильно (до 79,9% против 83,5%) против показателей декабря, в значительной степени из-за распродажи стоков в начале года, а главное, подъема спроса летом, когда баррель и вслед за ним рубль несколько отыграли свои позиции, чему помогло и возродившееся автомобильное кредитование (включая, естественно, выбранные до дна программы дотируемых бюджетом кредитов и лизинга для частных лиц), но, отечественные бренды в отличие от прошлых кризисов, так и не смогли обеспечить в полной мере импортозамещение как это было ранее, что связано как с общим тяжелым положением в экономике и падением реальных доходов граждан, так и слабой конкурентоспособностью модельной линейки АВТОВАЗа, к тому же занятого перестройкой бизнес-модели, с переносом акцента с производства собственных моделей на менее прибыльную, но более бесхлопотную контрактную сборку иномарок в рамках альянса с Renault-Nissan.
При этом освоение принципиальной новинки Vesta пришлось на последний квартал года и сколько-нибудь повлиять на улучшение итоговой картины продаж бренда LADA уже просто не смогло физически, хотя и обеспечило бренду немалый пиар. Ну, а псевдокроссовер XRAY, чье производство начато в Тольятти в декабре, поступит в продажу лишь с февраля 2016-го, причем годовой выпуск будет искусственно ограничен 20-ю с небольшим тысячами, что лишь усилит дефицит новых моделей LADA на рынке, но реального усиления продаж не даст.
Региональный срез (по Федеральным округам) остается отрицательным как по декабрю, так и по году. Интересно, что лидерство на протяжении практически всего года сохранял Северо-Кавказский ФО с не самой значительной долей федерального рынка (4,1% в декабре и 3,8% по году), показавший в декабре спад на 23,6%, а по году –27,9%. На втором месте в декабре по «наименьшему спаду» Северо-Западный ФО с –46,3% (доля 13,2%), а по году он лишь 5-й с –44% (доля 11,4%).
«Зеркальный» результат, т.е. второе место по году показал Дальневосточный ФО с –40% (доля 0,9%), хотя по декабрю он лишь 5-й с 49,8% с такой же мизерной долей в 0,9%. На третьем месте в декабре, так и по году – Южный ФО с, соответственно, –46,5% (доля 10,6%) и –42,3% (доля 9,1%). А самый крупный рынок в стране – Центральный ФО (доля 30,6% и 36,6%) показал, соответственно, –59,2% и –43,1%, т.е. под конец года сильно сдал.
Еще один большой рынок Приволжского ФО (доля 26% и 23,8%) показал, соответственно, – 47,8% и –44,8%. Эти два рынка, фактически, и определили динамику всего рынка по стране в целом. Наиболее депрессивным как в декабре, так и большую часть года выступал Уральский ФО, соответственно, с –61,9% (доля 8,3%) в последний месяц года и –58,2% (доля 8%) по году, что тоже своего рода «признак стабильности».
Неизменно первенствующая в рейтинге брендов LADA за год увеличила долю на рынке с 11,9% до 19,3%, при том, что фактические продажи упали на 34,2%, т.е. больше, чем доля отечественных брендов. В физических объемах за весь 2015 год было реализовано 239,6 тыс. автомобилей LADA (–124,5 тыс.). Кстати, продажи собираемого в Тольятти «возрожденного» бренда Datsun, составили за декабрь лишь 2,4 тыс. (–52,2%) и 27,7 тыс. за год, что уже лишь в 1,7 раза больше, чем за сентябрь-декабрь 2014 года, когда бренд еще только дебютировал на рынке. К сожалению, столь резво стартовавший в гонке за звание «бестселлера бюджетного сегмента» Datsun, в течение 2015 года удержать за собой это почетное звание так и не смог.
Ульяновский автозавод в 2015 году показал сравнительно неплохой результат по внедорожникам с –11,2% (–2,39 тыс.) до 19 тыс., причем, в сумме с LCV показатель еще лучше – лишь минус 5,5%, соответственно, доля УАЗа на рынке за год выросла с 1,1% до 1,8%, в чем решающую роль сыграла финансовая политика предприятия, позволившая сохранить для клиентов весь объем скидок и льгот (включая как федеральные, так и самого предприятия), а также солидные флит-продажи в рамках госзакупок, где внедорожник Patriot достаточно успешно выполнял функцию импортозамещения.
Самым популярным иностранным брендом (и 2-м в абсолютным зачете продаж) в декабре остался KIA с 14 тыс. (–45,4%), но лишь 4-м по динамике среди Топ-10 брендов, а в лидеры вышла LADA с –24% (25 тыс.). Второй по динамике в декабре стала Toyota с –39,2% (9,3 тыс.), а третьей – Volkswagen с –41,5% (8,6 тыс.). Соответственно, лидер по динамике большую часть года – Hyundai с –49,7% (12,4 тыс.) в конце года стал лишь 8-м. Такой сбой корейских брендов под конец года вызван как вынужденной коррекцией цен, сдерживавшейся в течение года (около 15% против среднего удорожания на 25% по рынку), так и ажиотажным спросом в конце 2014 года, создавшим высокую сравнительную базу.
На этом фоне, неудивительно, что KIA уверенно удержал за собой лидерство среди иномарок по итогам года как по физическим продажам (143,3 тыс.), так и лидерство в Топ-10 по динамике (–29,7%). Второе место по динамике за 2015 год у Hyundai с –31,6% (131,2 тыс.), а третье – у Mercedes-Benz с –31,8% (34,6 тыс. и лишь 11-е место по продажам).
Соответственно, суммарная доля «корейцев» на рынке составила за декабрь 20,3% против 22,5% в ноябре, 24,4% в октябре и 18,2% в декабре 2014-го.
На российском рынке «корейцы» подбираются к «европейцам»
Падение спроса (особенно в Центральном ФО и конкретно в Москве) заставило HMC под конец года сокращать рабочую неделю на своем сборочном заводе под Санкт-Петербургом и уходить на длительные новогодние каникулы.
Аутсайдером по динамике продаж за декабрь и за весь год среди Топ-10 брендов, естественно, стал «выведенный с поля», т.е. с рынка американский (фактически корейский) Chevrolet, соответственно, с –70,6% (3,5 тыс.) и –62,3% (47 тыс.), причем львиную долю как декабрьских (91,2% и 3,2 тыс.), так и годовых (61,5% и 28,9 тыс.) продаж обеспечил внедорожник Niva – самая локализованная из всех «российских иномарок» (фактически ВАЗ-21236). На позиции выше в декабре и по году остался Nissan с –64,7% (7,7 тыс.) и –54,1% (74,6 тыс.). Причем перенос в ноябре сборки кроссовера Qashqai из Англии на российский завод под Санкт-Петербургом пока еще не привел к росту спроса, а локомотивом бренда наряду с седаном Almera тольяттинской сборки стали кроссоверы X-Trail и Terrano.
Интересно, что все прочие Топ-10 брендов показали динамику лучше рынка.
В динамическом рейтинге среди Топ-10 моделей за декабрь положительный результат у единственной модели и это отечественный седан LADA 2190 Granta с +27,7% (7,4 тыс.). У прочих результаты отрицательные и двухзначные, так вторым и при этом лидером среди иномарок стал VW Polo (–21,6% и 5,4 тыс.) с локализованным двигателем калужской сборки. Третье место по динамике у лифтбека LADA 2191 Granta с –26,8% (5,1%), а лидирующий по объему абсолютных продаж Hyundai Solaris с –33,1% (8,7 тыс.) лишь 7-й. Аутсайдером среди Топ-10 моделей в декабре остался Renault Logan с –57,2% (3,5 тыс.).
За 2015 год в Топ-10 единственной моделью с положительным итогом по динамике остается хэтчбек LADA 2191 Granta с +41% (54,4 тыс.) – 4-е место в абсолютных продажах. Все прочие модели в минусе, включая KIA Rio (–11,7%, 85,9 тыс.) – 2-е место по абсолютным продажам. Третьей моделью по динамике, но лидером по объемам продаж также остается Hyundai Solaris (–20%, 96,5 тыс.), опережающий Chevrolet Niva (–33,1%, 28,9 тыс.). А пятерку по динамике замкнула Renault Sandero (–33,2%, 26,3 тыс.).
Новейший седан LADA Vesta, чье производство стартовало с конца сентября на Ижевском автозаводе, официально пошел в продажу с 25 ноября и до конца года разошелся в количестве 1,99 тыс., хотя, официально намечалось продать порядка 5 тыс. машин. В 2016-м на продажи Vesta вместе с кроссовером XRAY придется порядка 80 тыс. машин, что на фоне повышенного спроса не слишком много, тем более, что будет сопровождаться снижением производства прочих моделей из линейки LADA. Впрочем, звания первейшего бренда LADA, конечно, не утратит.
Среди технологических платформ, объединяющих родственные модели, например, KIA Rio и Hyundai Solaris, корейцы лидируют с суммарными продажами в 182,4 тыс., а LADA Granta (2190+2191) и Kalina (2192+2194), различающиеся кроме названий только типами кузовов, соответственно, на втором месте со 143 тыс. и даже если к ним добавить Datsun on-Do и mi-Do, то суммарно получается все же меньше – лишь 170,8 тыс. Соответственно, аналогичные модели Logan и Sandero (платформа B0) с 62 тыс., лишь на третьем месте.
Аутсайдером в Топ-10 моделей в 2015 году выступает бывший бесселлер Renault Duster с –53% (37,5 тыс.).
Самый большой в стране столичный рынок в декабре упал на –77,6% против –52,7% в ноябре, –38,4% в октябре и –19,3% в сентябре, в столице-то как раз декабрьского бума не вышло совсем, а совсем наоборот наблюдался настоящий обвал. Так, физические продажи снизились на 33 тыс. машин до 9,6 тыс., став худшим месяцев за весь 2015 год! Отечественные бренды в столице показали –56% (–603 ед.) до 474 ед. против –13,5% в ноябре. Продажи иномарок катастрофически обрушились на 78,1% (–32,4 тыс.) до 9,1 тыс.
Лидером на столичном рынке среди брендов в декабре остался Hyundai с 1,22 тыс. (–67,1%). Второе место за KIA с 998 ед. (–44%), а за весь 2015 год они встали наоборот: первым – KIA с 22,7 тыс. (–24,1%), а вторым – Hyundai с 22,5 тыс. (–32,1%). На третьем месте в декабре – Skoda с 789 ед. (–63,9%), а по году – Nissan с 14,8 тыс. (–48,4%). Отечественная LADA за декабрь опустилась на 11-е место с 413 ед. (–54,5%), а по году входит с 10-ку с 8,6 тыс. (–21,2%).
Среди моделей в Москве и в декабре не утратил лидерства Hyundai Solaris (886 ед., –47,5%), за ним идут с большим отставанием Rio (429 ед., –60%) и Skoda Rapid (371 ед., –46,8%). За весь 2015 год лидер также Solaris (15,7 тыс., –18,7%), за ним Rio (10,2 тыс., +7,4%) и Skoda Octavia (6,5 тыс., –31,9%). Из моделей LADA в столичном Топ-15 закрепился на 9-м месте лишь универсал повышенной вместимости (класс MPV) Largus с (184 ед., –60,5%) за декабрь и на 7-м (4,2 тыс., –25,3%) за год.
Как и предполагали экспертов «Автостат Инфо» продажи новых легковых автомобилей по итогам 2015 года так и не превысили 1,3 млн, составив по факту 1,28 млн. Реализация государственных программ поддержки авторынка включая госзакупки и дотирование экспорта в 2016 году будет продолжена, хотя и в скорректированном виде. В начале 2016 года наблюдается повсеместное повышение цен, иногда маскируемое «фирменными» скидками или «спецкомплектациями». Поэтому даже при сохранении стимулирующих госпрограмм, благодаря которым, кстати, в 2015-м было реализовано порядка 400 тыс. автомобилей, объемы реализации легковых автомобилей упадут по оценкам экспертов «Автостат Инфо» на 10–15% до уровня 1,1–1,15 млн, а при замерзании барреля ниже $20 и на 25–30%, т.е. до 0,9–1 млн.