Правительство России установит обязательные требования к дорожным камерам и определит порядок обработки получаемой с них информации. Соответствующий законопроект подготовили в МВД. Сейчас требования закреплены только в добровольном ГОСТе, отмечают в ведомстве, и необязательны к применению. После принятия закона, считают в МВД, можно передавать регионам полномочия по администрированию дел в отношении нарушителей. Этого уже несколько лет добивается Москва.
Согласно законопроекту, разработанному МВД, ст. 2.61 КоАП РФ будет дополнена следующим абзацем: «требования к работающим в автоматическом режиме специальным техническим средствам, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, и средствам фото- и киносъемки, видеозаписи, а также порядок обработки и хранения информации, получаемой с их помощью, определяются правительством Российской Федерации». Сегодня требования к камерам устанавливаются ГОСТом, вступившим в силу 1 июня 2017 года («Ъ” сообщал об этом ранее). Так как нормы не являются обязательными, в МВД утверждают, что необходимо закрепить единые требования на правительством уровне.
Как пишут авторы проекта, это предложение является первым шагом на пути к большой реформе по передаче полномочий администрировать нарушения, зафиксированные с помощью автоматических камер, регионам. Напомним, инициатива несколько лет назад лоббировалась московскими властями, которые считают, что из-за небольшого штата сотрудников ГИБДД не справляется с администрированием, и первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Правительством был подготовлен и внесен законопроект, однако Госдума его так и не рассмотрела. Тема была заморожена на несколько лет на фоне активного противостояния передаче полномочий со стороны ряда депутатов Госдумы и общественников. Активизация произошла после заявления нового начальника ГИБДД России Михаила Черникова о том, что он поддерживает передачу полномочий. Позже замминистра МВД Александр Горовой заявил, что более трети регионов считают «целесообразным» передачу полномочий на уровень субъектов.
«Практически все технические средства, которые используются для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения в автоматическом режиме, находятся на балансе региональной власти,— отмечают авторы законопроекта.— Она же обеспечивает финансирование расходов на их эксплуатацию и развитие, а также почтовых расходов, связанных с рассылкой материалов по делам об административных правонарушениях. Рассмотрение возможности предоставления органам власти субъектов полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в данном случае представляется вполне обоснованным».
Эксперт по фотовидеофиксации Григорий Шухман идею с закреплением требований в качестве обязательных в постановлении правительства поддержал. «Необходимо наводить порядок в доказательной базе, на что был направлен ГОСТ на автофиксацию,— говорит он.— А сейчас, получается, мало того что водителям вводят избыточные ограничения, даже если у комплексов есть ошибки, то они почему-то становятся проблемой водителей». Тем не менее господин Шухман опасается, что по итогам запланированной МВД реформы есть риск, что «регионы превратят водителей в кормовую базу бюджета»: «нужно сначала навести порядок с правоприменением».
Напомним, за последние несколько лет произошел ряд случаев, в ходе которых камеры допустили ошибки при фиксации нарушений, но по фотографиям были составлены «письма счастья». Так, на прошлой неделе в Тольятти разразился скандал с «Нивой» спасателей, которые ехали на пожар и получили штраф за скорость 206 км/ч (ГИБДД постановление впоследствии отменила). В июле—августе 2016 года камеры типа «Стрелка плюс» в Москве сфотографировали тень автомобиля и блик от фар — по этим фотографиям автовладельцы получили штрафы в размере 1,5 тыс. руб. за выезд на обочину, эти случаи активно обсуждались в сети, позже штрафы были отменены.