Грустная тенденция наметилась в ходе составления рейтинга ведущих транспортно-логистических игроков страны агентством INFOLine. Формируя список участников, автор решил ограничиться теми, кто работает без активов — преимущественно или полностью. В результате за бортом остались компании, обладающие автопарками.
Место в рейтинге определила выручка прошлого, 2018, года.
На первом месте «РЖД-Логистика» с выручкой RUB 40,86 млрд., второе место занял ОТЛК ЕРА (RUB 22,77 млрд.), третье — DHL Group (RUB 22,5 млрд.). Первую пятерку замыкают FM Logistic (RUB 17,5 млрд.) и «Елтранс+» (RUB 12,6 млрд.).
Комментируя результаты, эксперты отмечают снижение темпов роста выручки компаний примерно на 0,5%. Немного, но снижение будет продолжаться и в 2019 году.
Причинами падения рынка грузоперевозок называют несколько причин. Первая — рост интереса к контейнерным перевозкам (интересно, какой процент груза ведущих транспортных компаний России, перевозимых, скажем, за полгода на автотранспорте, может принять на борт крупнейший в мире контейнеровоз MOL Triumph c грузоподъемностью 20 тыс. TEU?).
Вторая — индексация тарифов на железной дороге, которая влияет на работу перевозчиков, занятых мультимодальными грузами.
Третья — экономический спад в стране и, как следствие, снижение грузовой базы. Фактически, перевозчикам просто не хватает грузов, из-за чего началась жесткая конкуренция между игроками рынка. Логисты начинают формировать услуги в сферах, ранее их не интересовавших — переупаковка товара и его производство, сообщает Fleetguru.
По прогнозам экспертов, опрошенных газетой «КоммерсантЪ», часть игроков будет вынуждена уйти с рынка, ожидаются слияния компаний, поглощения, банкротства. Заказчики воспользуются ситуацией, начиная еще сильнее продавливать снижение цен, прибыльность снизится, а часть логистических компаний уйдет в тень, начав скрывать доходы.