Осуществление внешнеэкономической деятельности не обходится без споров, конфликтных ситуаций, возникающих между участниками такой деятельности и государством в лице таможенных органов. Иногда для разрешения этих ситуаций требуется вмешательство третьей стороны, уполномоченного законом арбитра, говорят в пресс-службе УТУ.
Не только суды и арбитражные суды наделены правом по разрешению таких споров, но и в таможенных органах существует и активно применяется институт так называемого ведомственного обжалования. Его суть сводится к возможности подачи любыми лицами жалобы в вышестоящий таможенный орган по отношению к тому органу, который принял обжалуемое решение (совершил действие, допустил бездействие). Такой порядок весьма прост и удобен, не предусматривает необходимость уплаты государственной пошлины, несения иных финансовых затрат, которые в судах обычно отнесены к категории судебных расходов.
Границами того самого ведомственного обжалования охватываются решения, действия (бездействие) в области таможенного дела, например, на решения по таможенной стоимости товара, решения о классификации товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), решения о выставлении требований об уплате таможенных платежей, решения об отказе в выпуске товара и т.п.
Обязательные требования к форме и содержанию жалобы просты:
— письменная форма жалобы;
— собственноручная подпись заявителя в жалобе;
— наличие (приложение к жалобе) документов, подтверждающих полномочия заявителя.
Приведём примеры, ориентируясь на наиболее часто встречающиеся в практике случаи.
В таможенные органы не перестают направлять жалобы по электронной почте, которые не могут быть приняты к рассмотрению по существу, равно как и поступившие по факсимильной связи, в виде электронного документа (даже если жалоба поступила в виде отсканированного документа с подписью), или обычного письменного документа с оттиском факсимиле подписи и т.п.
Для юридических лиц установлены свои особенности — полномочия единоличных исполнительных органов должны быть подтверждены документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. Например, приказом о назначении на должность генерального директора, директора, президента общества и т.п., либо решением участников общества, копией устава организации, зарегистрированного в налоговом органе. В качестве «иных документов» таможенными органами принимаются: учредительный договор, выписка из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) с отметкой налогового органа о ее выдаче и со сроком давности не более года.
Представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций при обжаловании могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица на основании доверенности. Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем и скреплена печатью организации (при наличии печати). При этом также обязательно должны быть представлены документы, подтверждающие полномочия лица, ее выдавшего.
Доверенность от имени физического лица (гражданина) или индивидуального предпринимателя может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке.
Необходимо обратить внимание, что при подаче жалобы в таможенные органы доверенность должна содержать право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела. Как бы подробно не был составлен документ, при отсутствии этого полномочия таможенные органы вынуждены будут отказать представителю заявителя в рассмотрении жалобы по существу.
Крайне важно помнить и о соблюдении срока для обжалования: жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности либо со дня истечения срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, установленного законом.
В случае пропуска по уважительным причинам срока для обжалования он может восстанавливаться по заявлению лица, обратившегося с жалобой.
Если жалоба подана надлежащим лицом, в срок и по установленной форме, с необходимыми приложениями, то она будет рассмотрена по существу в месячный срок со дня поступления. Указанный срок может быть продлён таможенным органом ещё на один месяц, но такое происходит крайне редко.
Копия решения по жалобе направляется или вручается лицу, обратившемуся с жалобой. Получив её, заявитель может сам принять решение о дальнейшем обжаловании.
Весьма кстати при разговоре о дальнейшем судебном обжаловании будет вспомнить и о следующем. Верховный Суд России, исправляя ошибки нижестоящих судов, разъяснил: при использовании лицом ведомственного обжалования в качестве досудебного инструмента урегулирования спора с таможенными органами, срок для обжалования в суд, арбитражный суд решения, действия (бездействия) в области таможенного дела должен исчисляться с момента получения заявителем копии решения таможенного органа по жалобе на упомянутое решение, действие (бездействие).
Более подробную информацию о порядке обжалования, а также ответы на вопросы таможенного дела и иные вопросы, входящие в компетенцию таможенных органов, в Екатеринбурге на постоянной основе предоставляют следующие таможенные органы: Уральское таможенное управление (ул. Шейнкмана, д. 31), Екатеринбургская таможня (ул. Гоголя, д. 27), Кольцовская таможня имени В. А. Сорокина (пер. Вечерний, д.4). Информация предоставляется бесплатно в рамках государственной услуги по информированию и консультированию, данная услуга предоставляется устно (при личном устном обращении) или письменно (при письменном обращении).