Чем объясняются пробки из большегрузов на границе КНР и РФ
Фуры стоят в пробке на границе России и Китая уже больше недели, и заторы на ключевых погранпереходах только увеличиваются, рассказали “Ъ FM” логисты. Они связывают это с грядущим повышением утильсбора, так как импортеры ждут заметного повышения цен в октябре. Подробности — у Даниила Бабкина.
Фото: Александр Подгорчук, Коммерсантъ
Заторы на российско-китайской границе стали расти с середины августа. Вероятно, именно к этому моменту рынок окончательно поверил в то, что утильсбор, во-первых, будет повышен 1 октября, а во-вторых, примерно в таком формате, на котором настаивал АвтоВАЗ в лице своего директора Максима Соколова. Сейчас наибольшие заторы наблюдаются на самых крупных погранпереходах: Забайкальск и Благовещенск—Хэйхэ. Импортеры пытаются успеть ввезти авто и технику до повышения цен, рассказал директор по логистике транспортной компании Delko Евгений Козырев:
«Если раньше мы спокойно проходили границу в течение 24 часов, то на сегодняшний момент это занимает до семи суток. Самая основная причина — поднятие с 1 октября утилизационного сбора в России.
В приоритете на прохождение границы находятся тягачи и спецтехника. Китайские производители стараются в кратчайшие сроки свою технику доставить к нам, чтобы минимизировать эти расходы».
Ситуация заставляет перевозчиков повышать тарифы: некоторые участники рынка отмечают, что с начала августа ставка на перевозку автотранспортом из Китая в Россию выросла на 13%. У исполнительного директора компании Transasia Logistics Кирилла Латинского оценки даже радикальнее: «Из-за ситуации с поставками грузов из Китая через порты Дальнего Востока и проблем с прямыми железнодорожными перевозками российский бизнес пытается вывезти товар из КНР автотранспортом. И это еще дополнительный объем грузопотока, который также идет через эти погранпереходы.
Перевозчики несут убытки, простаивая в очередях, и повышают стоимость своих услуг. На наш взгляд, это где-то плюс $3 тыс. к прежнему тарифу. И это все отразится, безусловно, на стоимости товаров в Российской Федерации».
Впрочем, постановление о повышении утильсбора все еще не подписано. На рынке его активно критиковали, в частности, ассоциация «Российские автодилеры» попросила у властей разъяснений, куда направятся деньги, подчеркнув, что при запланированном ежегодном повышении ставок к 2030 году только 7% россиян смогут купить машину. О том, как могут подорожать авто после 1 октября, рассказал бывший глава РОАД и автоэксперт Олег Мосеев: «В сегменте моделей с объемом двигателя от 1 до 2 л цена может подняться на 15%, в сегменте от 2 до 3 л — на 10%. Но очевидно, что это напрямую коснется параллельного импорта, особенно если распространится и на физических лиц. Если мы говорим про официальный ввоз, то сейчас на российском рынке китайские производители не смогут линейно поднять цены на автомобили пропорционально повышению утильсбора. Они в любом случае будут вынуждены часть компенсировать маржой».
Россияне в преддверии повышения утильсбора активно скупают машины: по данным «Автостата», за первую неделю сентября в стране продано 38 тыс. новых легковых авто. А прошлый месяц по числу ввезенных в Россию легковушек стал рекордным по продажам августом за 12 лет.
С нами все ясно — Telegram-канал «Ъ FM».