Пломба проследит за тобой. Что изменит новый мониторинг санкционных грузов

За грузовиками с санкционными продуктами будут следить с помощью умных» пломб. Эта мера серьезно изменит рынок грузоперевозок. Рассказываем, как она будет работать, сообщает fleetguru.eu.

Чистый транзит

Скоро пять лет, как в России действует запрет на ввоз определенных видов пищевых продуктов из США, Канады, Австралии, Норвегии и стран Евросоюза. Фрукты, сыры и рыбу давят бульдозерами в приграничных районах. Еще сжигают в печах, чтобы ни один запретный плод не попал на столы россиян.

Плоды, однако же, туда попадают, как и раньше. Не из-за поклонения Западу, а потому что вкусно и (или) дешево получается у тамошних фермеров еду производить.

Просочиться на территорию России санкционные продукты могут благодаря открытым границам Таможенного союза. Белорусы и казахи к продуктовым запретам не присоединялись и спокойно продолжают импортировать не разрешенные в РФ товары.

На этом факте построен огромный бизнес. Машины с «санкционкой» по документам едут в Казахстан или в Беларусь, а фактически разгружаются на территории России. Границы-то открыты, отследить всех крайне сложно.

Вместо отмены странных продуктовых санкций российские власти взялись за развертывание масштабной системы по контролю каждого грузовика с запрещенными продуктами. Она заметно изменит рынок грузоперевозок в России.

Чьи пломбы?

Технически новая система будет представлять собой комплекс из электронной пломбы на грузовике и облачной системы обработки информации с нее. С технической точки зрения, пломба мало чем отличается от современного смартфона.

У пломбы тоже есть аккумулятор, которого хватает на пару недель работы. Она имеет приемник сигналов от спутников глобального позиционирования и систему датчиков открытия и снятия с грузовика. Все эти данные пломба отправляет на сервер через сеть сотовой связи.

Такие пломбы производятся в России, имеют антивандальный водонепроницаемый корпус и защиту от пыли. Устройства уже прошли испытания перевозкой через всю Россию, показали свою надежность.

Эти испытания проводили две компании: оператор системы «Платон» РТ-Инвест и АО «Глонасс». Каждая из компаний надеялась получить монопольное право производить и обслуживать всю систему мониторинга грузов.

Интерес понятен: это стабильный поток денег. Каждый перевозчик санкционных грузов будет обязан взять в аренду пломбу, которую уполномоченный сотрудник установит на его грузовик.

Однако денежный поток распределится на множество ручейков. После ожесточенных споров в правительстве решили предоставить право выдавать пломбы в аренду неограниченному числу компаний. Об этом рассказал вице-премьер Максим Акимов.

Самое время открывать новый бизнес. Стоит только дождаться техусловий на пломбы, и можно браться за их производство и аренду. Условия должны разработать в конце июля этого года.

300 российских рублей в день

Купить пломбу для своего грузовика не получится. Во избежание манипуляций с ними будет доступна только арендная система. На таможенном пункте у границ РФ водитель берет пломбу и дальше платит фиксированную сумму за каждый день ее использования.

Сумма уже известна — 300 рублей в сутки. Такая цифра есть в проекте концессионного соглашения между правительством и компанией «Центр развития цифровых платформ», которая может стать оператором системы слежения за грузами. Копия документа попала к 

журналистам

.

Это небольшая плата за возможность перевозить через Россию определенные виды грузов. Она появилась благодаря указу президента № 290, который 

вступил 

в силу 1 июля 2019 года. Документ разрешает транзит санкционки в грузовиках с «умными» пломбами.

Так российские перевозчики получат возможность возить грузы, которые ранее проходили другими маршрутами, в обход РФ. И 300 рублей в сутки — небольшая плата за эту возможность. Но насколько вырастет грузопоток, никто не считал.

Проблема контрабандистов

Сегодня система спутникового мониторинга полностью готова к запуску на 20 автомобильных и 10 железнодорожных пунктах пропуска. Это значит, там есть специально обученные люди, готовые устанавливать и снимать пломбы, а также брать плату за пользование ими.

В перспективе такие сотрудники появятся на всех пунктах таможенного оформления, а необходимость вешать пломбы распространится вообще на все транзитные грузы в стране. Только так система мониторинга сможет стать проблемой для контрабандистов. Ведь часто груз санкционных продуктов маскируют под иной товар.

Умельцы уже сейчас думают, как перехитрить новую систему и сохранить бизнес по контрабанде запрещенных продуктов в Россию. Им придется применять изощренные и дорогие схемы обмана. Поэтому «санкционка» точно вырастет в цене.

Итого:

Для рынка грузоперевозок введение навигационных пломб даст возможность нарастить объем за счет транзита того, что раньше возили другими маршрутами. За это придется заплатить от 300 рублей в день и потратить некоторое время на установку/снятие пломбы.

В более далекой перспективе придется вешать пломбы на все транзитные грузовики, следующие по территории России. Это увеличит затраты перевозчиков и приведет к небольшому росту цен.

Однако взамен электронные пломбы позволят упростить документооборот, так как при проезде границ они сокращают время контроля. Таможенники знают, что за груз под пломбой, и не проводят тщательную проверку.

По решению Минтранса РФ, до конца года пломбы будут вешать бесплатно. И не будут штрафовать за их отсутствие. Этот срок в ведомстве дали участникам процесса на привыкание к работе с пломбами и отладку всех процессов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*
Website